Снежана Аглетдинова
Огород. Овощи. Формирование лексико-грамматических категорий языка и связной речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико-грамматических категорий языка и связной речи.
Задачи:
К-О: 1) учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица
единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и
множественного числа настоящего и прошедшего времени;
2) упражнять в образовании приставочных глаголов;
3) закреплять у детей навык составления простых предложений демонстрации действий:
• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение.
Публикация «Огород, Овощи, Формирование лексико-грамматических категорий языка и связной речи,» размещена в разделах
К-Р: 1) развивать самостоятельную развернутую фразовую речь;
2) развивать высшие психические функции.
К-В: 1) воспитывать культуру речи.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. – Отгадайте загадки:
Лежит меж грядок зелен и сладок. (Огурец)
Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее, И ребята с давних пор очень любят. (помидор).
Расту в земле на грядке я.
Красная, длинная, сладкая. (морковь)
я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу. (Лук)
Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что это? (Репка)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
Золотая голова велика и тяжела, золотая голова отдохнуть прилегла, голова велика, только шея тонка. (Тыква)
(выставляются картинки)
- Что растёт на огороде? (овощи)
Овощи выросли по-разному. Одни овощи выросли В земле, внутри, их не видно. Мы видим только ботву, листочки. А чтобы увидеть овощ, надо его. (Выдернуть). Выдернем. Что это? (морковь). Где выросла морковь? (В земле, Внутри).
А капуста выросла не внутри, не в земле, а на верху, на земле, ее видно. Надо ее выдергивать? (Нет, не надо). Я возьму нож и срежу кочан капусты.
- Давайте скажем, как растут другие овощи. (Логопед показывает картинку с изображением овощей и спрашивает : «Где растет редис – в земле или на земле?», ребенок отвечает: Редис растет в земле)
3. Дид. игра «Убираем овощи».
- Как убирают овощи? (Логопед показывает картинки, дети составляют фразу).
морковь дёргают
картофель капают
капусту срезают
горох срывают
свёкла дёргают
кабачок срезают
помидор срывают
4. Физминутка
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Огород у нас в порядке - Действия по тексту.
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород.
В лунках маленьких не густо «Сажают».
Рассадили мы капусту.
Лето все она толстела, Показывают руками круг перед собой
Разрасталась вширь и ввысь. Pуки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой, Руки разведены в стороны.
Говорит - посторонись! (Е. Стюарт) Отталкивающие движения руками.
5. Игра «Уборка урожая».
- Катя, выдерни морковь. (Таня и Саша, выдерните морковь)
- Что ты делаешь? Я дёргаю морковь и т. д.
-Женя, что делала Катя? (Катя дергала морковь) (Какую морковь дергала Катя)
-Женя, что сделала Катя? (Катя выдернула сочную морковь) Аналогично с др. овощами.
- Куда положим овощи? (сумка, корзина, ящик, мешок)
6. Пальчиковая гимнастика
Инструкция воспитателя Вьmолняемые движения
Купите лук, зеленый лук, Загибают по одному пальчику на обеих руках, на-
Петрушку и морковкуl чиная с мизинца.
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук, Разгибают по одному пальчику на обеих руках,
Петрушка и морковка, начиная с мизинца.
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка.
7. Работа в логопедической тетради (стр. 2).
8. Подведение итогов Почему так говорят: всякому овощу свое время?