Корнева Галина Михайловна
Урок по русскому языку в 3 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
▼ Скачать +Заказ
Разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе
Авторы учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
УМК «Школа России»
Тема урока : Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их;
познакомить с устаревшими в нашем языке словами и сферой их употребления.
Задачи:
Публикация «Урок по русскому языку в 3 классе „Одушевленные и неодушевленные имена существительные“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;
-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;
- прививать любовь и интерес к родному языку.
Технические средства обучения
Презентация PowerPoint.
Компьютер
Мультимедийный проектор;
Карточки для самостоятельной работы
учебник
Урок разработала Корнева Г. М.
2021 год
Ход урока:
Этап урока Деятельность
учителя Деятельность
учащихся
Организационный и
мотивационный -Здравствуйте, ребята.
-Тихо садимся, проверяем свою посадку.
Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы: Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.
-Как понимаете смысл четверостишия?
-О какой награде говорит автор?
-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык?
-Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой.
-С чего начнём работу?
-С какой целью её проводим?
Догадайтесь, какие буквы будем писать:
-буква,которая в 1слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в словах Россия, Родина
- буква, которая во 2слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в слове дорогая
-Посмотрите на слайд, догадались мы? ---Запишите.
-Что предлагаете оценить в нашей работе?
-оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» :зелёный –всё хорошо, легко
Жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь
Приветствуют учителя
формулируют
-Знание русского языка
Каждый осмысливает
-С минутки чистописания (обязательный элемент урока в УМК «Школа России»
-тренируемся писать правильно, красиво.
-Р заглавная
Р строчная
Сверяют свои предположения
Пишут
Предлагают оценить: аккуратность выполнения, правильность написания и т. д.
(выбирают критерий оценивания)
оценивают
Актуализация
знаний -Прочитайте слова на слайде: кот, самолёт, пальто, отец
- что объединяет эти слова?
-Что знаем об именах существительных?
-Работая в паре, распределите слова в две группы.
-Представьте свои группы слов. Объясните, по какому принципу делили?
-Оцените свою работу на данном этапе по принципу «трёх карандашей»
-это имена существительные.
Называют грамматические признаки имени существительного
(фиксируем на доске «паучком понятий»
Договариваются, распределяют.
Отвечают, аргументируют
Обозначают живые или неживые предметы
Оценивают, аргументируют
Целеполагание -Предположите, как называется тема сегодняшнего урока?
-Чему будем учиться по этой теме?
-Давайте уточним главный вопрос на который нам нужно ответить (в учебнике) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Ставят цели
-читают в учебнике: Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Планирование -Цель обозначена. Планируем нашу работу.
-Вперёд, за открытием!
(фиксируем на доске) :
1. Делаю открытие
2. Закрепляю
3. Самостоятельная работа
4. Итог
-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними.
-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл?
Где можем уточнить?
-Похвалите себя аплодисментами за эту работу.
Вслушиваются в слова, выделяют корень-душа. Высказывают предположения.
Уточняют в толковом словаре значения слов, в учебнике вычитывают правило. Сравнивают со своими предположениями.
-хлопают
Поиск решения - Вспомним главный вопрос урока
Чтобы на него ответить, нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.
-Поможет нам совершить открытие стихотворение И. Сурикова в учебнике упражнение №17.
Стихотворение выразительно прочитывается, уточнятся тема, настроение учащихся от стихотворения.
(фиксируем на доске)
1. Нахожу имя существительное
2. Ставлю в начальную форму
3. Задаю вопрос кто? или что?
4. определяю, обозначает живой или неживой предмет
-Оцените свою работу на данном этапе по принципу «трёх карандашей» -читают на доске
Составляют алгоритм:
1 ученик работает у доски, остальные – в парах.
Представляют свои алгоритмы, сравнивают, приходят к единому мнению
оценивают
Закрепление найденного способа Упражнение №15 в учебнике, стихотворение А. С. Пушкина, прочитайте.
-Какое настроение вызвало стихотворение?
-Что представили?
-Легко ли будет выполнить задание?
-В чём трудность?
-Когда жил Пушкин?
Уточняем смысл устаревших слов: бразды, кибитка, ямщик, на облучке, в тулупе, в кушаке
«Цепочкой» определяют одушевлённость – неодушевлённость имён существительных.
-Оцените свою работу на данном этапе Прочитывают
Делятся впечатлениями
Не понятен смысл некоторых слов.
В 18 веке, находят пояснение в учебнике об устаревших словах.
Работают со словарём.
Оценивают, если у ребёнка затруднение, учитель работает с ним индивидуально
Физминутка Проводится под музыку, используются слайды
Самостоятельная работа - С какой целью проводим самостоятельную работу?
- Перед вами на столе карточки двух цветов. Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам
Карточка №1
Подчеркни одной чертой одушевлённые
имена существительные :
Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.
Карточка № 2
Подчеркни одной чертой одушевлённые
имена существительные :
Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней.
Вот пролетела синичка.
На ветке нахохлился воробышек.
Проверим по слайдам.
Оцените свою работу (критерии оценивания – на слайде) Уточняют цель работы
Выбирают, выполняют индивидуально
Оценивают
Итог и рефлексия Все шаги нашего плана пройдены, остался последний – итог.
-Каков был главный вопрос нашего урока?
- Нашли ответ на него?
-Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы:
Я узнал …
Я вспомнил…
Я тренировался …
Я горжусь …
Вспоминают, называют
Проговаривают алгоритм