Евгения И
Консультация «Одаренные дети. Работа с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранее детство и дошкольный возраст является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Детский сад – это первое общественное место с которого должна начинаться работа по выявлению, сопровождению одаренных детей. Выявление одаренных детей начинается уже в детском саду. Для этого используется методы наблюдения, изучения психологических особенностей детей, их памяти, речи, мышления.
Публикация «Консультация „Одаренные дети, Работа с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Особенно важным в становлении личности ребенка является внимание родителей. Родители не всегда могут самостоятельно заметить необычные особенности своих детей. Ведь одаренность очень многогранна : творческая, академическая, психомоторная, коммуникативная.
Как показала практика, родительская роль в развитие одаренности делится на 3 категории:
1 – отстраненные родители. Это очень занятые родители, вечно «пропадающие на работе». У них нет времени на определение одаренности или развитие способностей ребенка. Эту роль целиком и полностью они доверили детскому саду. Здесь нужно понимать, что для одаренного ребенка такая дистанция с родителями и непринятие его дара может привести к эмоционально-психическим расстройствам ребенка и негативно на нем отразиться. Задача ДОУ по работе с такими родителями – привлечение родителей к совместной работе.
2 – «детоцентричные» родители. Это родители с очень повышенным вниманием к ребенку. Родители начинают загружать ребенка всевозможными дополнительными «развивайками», математическими кружками, иностранными языками, забывая, а порой и не видя, физического, эстетического таланта. Для таких родителей доказательством одарённости является большое количество выученных стихов, песен, знания иностранного языка, а самое главное, - демонстрация перед окружающими. С такими родителями проводится разъяснительная работа.
3 – «активные» родители. Это родители, которые принимают участия во всевозможных мероприятиях совместно с детьми (конкурсы, акции, ведут совместную познавательную деятельность. Эти родители давно заметили высокий потенциал и помогают ребенку раскрыться. Таким родителям помогают установить баланс между их требованиями и желаниями самого ребенка.
Цель психологической службы, педагога-психолога – познакомить родителей воспитанников с признаками одаренности, определить, что нужно для развития и реализации способностей у одаренных детей. Как их мотивировать и оценивать.
На первых родительских собраниях родителям рассказывают о том, что в ДОУ есть различные кружки и секции по интересам (лепка, рисование, живой песок, вокал, танцы, гимнастика и т. д.). Родителям предлагают заполнить анкету, в которой отражены вопросы по умениям и навыкам ребенка. В течение года для родителей организуются родительские собрания «О талантливых детях», «Развиваемся вместе».
Педагог-психолог в своей работе с родителями объясняет им, что одаренные дети требуют признания своего таланта, поддержки его и развития. Такие дети должны научиться принимать себя, понимать других. Мы предупреждаем родителей о возможных трудностях, которые возникают в разные периоды у детей. Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто им недостаёт эмоционального баланса, может быть слишком низкая или наоборот, завышенная. В раннем возрасте они очень мало спят. Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи. Важно, чтобы родители это знали. Мы объясняем, что должен баланс в отношении способностей ребенка, а не гонка за успехами.
Мы должны научить родителей так, чтобы они смогли оказать помощь своему ребенку. Это возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями.
Родители должны быть готовы, что одаренные дети задают много нестандартных вопросов. Нужно уметь отвечать на них, а не отговариваться. Одаренные дети любят нестандартные игры, эксперименты. Поэтому родители должны быть готовы, что игрушки могут быть разобраны или ребенок играет со старым «хламом». Многие одаренные дети рано начинают интересоваться книгами, сами читать. Нужно помогать ребенку с выбором книг, помогать накапливать знания. Чтобы помочь ребенку быть эмоционально стабильным, нужно ему задавать вопросы, «Как ты себя чувствуешь?», «Что ты испытываешь?», «Как это лучше сделать?»
В нашем ДОУ в условиях пандемии проводился онлайн-фестиваль «Радуга талантов». Здесь были собраны самые разные сюжеты родителей и педагогов о воспитанниках. Дети пели, читали стихи, играли на музыкальных инструментах…
Для родителей одаренных детей на постоянной основе публикуем памятки, проблематику, советы, пожелания.
Родителям нужно донести, что для развития их детей не обязательны дорогие игрушки и пособия. Самое важное – это внимательное, тактичное сотрудничество с ребенком, умение разглядеть его уникальность и уважение к его мнению и творческому взгляду на этот удивительный и прекрасный мир!