Наталья Новикова
Консультация «Одаренные дети — особый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Щур И. А. ,
учитель русского языка
и литературы
МОУ «Майская гимназия»
Одной из приоритетных задач современной педагогики является определение и создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном процессе.
Сохранение и развитие одарённости – это проблема и прогресса общества, и реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Основная цель, которую ставит общество в работе с одарёнными детьми : развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одарённых и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.
Публикация «Консультация „Одаренные дети — особый мир“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Организация работы с одарёнными детьми характеризуется многообразием методов, форм и приёмов педагогической деятельности, альтернативностью и гибкостью, динамичностью, целостностью и интегративностью образовательного процесса. Поэтому, на следующем этапе происходит отбор среди различных систем обучения именно тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов на практике.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, считаем нецелесообразным в условиях общеобразовательной школы выделение таких детей в особые группы. В нашей гимназии одаренные дети обучаются в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и для максимального развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода творческих заданий.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием одаренных детей.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
-выявление одаренных детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие творческих способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, олимпиады, исследовательская работа).
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей : любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Главная цель моей работы – помочь каждому ребенку в отдельности раскрыться в той учебной сфере, которая ему интересна, и настолько глубоко, насколько ученик может и хочет, поддержать ребенка и развить его способности.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на своих уроках я использую творческие задания, занимательные материалы и задания. Мною разработана система развивающих заданий-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока: лексических, синтаксических; а также морфологических и орфографических загадок; этимологических страничек.
На уроках я стараюсь показать учащимся, что знание русского языка и литературы необходимо всем людям, в любой работе, специализации.
На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Они активно участвуют в неделях русского языка и литературы, могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные викторины», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в моей практике являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Ежегодно среди моих учеников – победители и призеры олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней: школьного, муниципального, регионального. Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они также представляют на муниципальном и региональном уровнях. Это конкурсы научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», «Меня оценят в 21 веке».
Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Это далеко не так. Многие талантливые дети, на первый взгляд, ничем не выделяются, поэтому у учителя должен быть богатый опыт, специальные знания, чтобы заметить таких детей среди других. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив одаренного ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя -предметника, который продолжит работу с ребенком. Учителями школы созданы индивидуальные траектории для учащихся, которые успешно реализуются в работе.
Ведь одаренные дети – целый мир, особый мир детства, и мы, учителя, обязаны достичь цели особой важности – приоткрыть дверь в этот мир и помочь ребятам реализовать их таланты.