рита Александрова
ООД в старшей группе тема «Снег и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Снег и его свойства»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования
Задачи:
1. Формировать представление о снеге и его свойствах.
Публикация «ООД в старшей группе тема „Снег и его свойства“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Старшая группа
- Темочки
2. Формировать навыки самостоятельного обследования свойств снега; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание
4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
5. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Материалы и оборудование:
одноразовые стаканы для снега и воды по количеству детей, ложка одноразовая, две емкости воды, мелкие игрушки на каждого ребенка, снег, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки, пластилин, стеки, диски,аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев). конверт с загадками
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, чтение стихотворений о зиме, вырезание снежинок из бумажных салфеток.
Организационный момент.
- Ребята,у меня конверт с загадками, отгадайте, кто его принёс?
В голове – снег, В животе – снег, И в ногах снег, И в руках – снег. - Что за чудо человек? (Снеговик). Появляется модель снеговика. - В конверте он принёс нам загадки. Если вы их отгадаете, то сможете узнать, о чём мы будем говорить сегодня.
-Он пушистый,серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,как поймаешь на ладонь. (Снег) .
А что такое снег? Снежинки
- Как образуются снежинки? Из морей и океанов водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда – летом и зимой – очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки. Миллионы снежинок образуют снежную тучу. Из этой тучи снежинки падают на землю. Мы вчера с вами занесли снег в группу, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в нашу лабораторию и изучить свойства снега (прикрепляют бейджики, садятся за столы)Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые, будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства.
1. Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему?Возьмите в ладошку немного снега. Что с ним происходит? Тает т. к. ладони теплые. (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? Потрогайте (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)
2. Проведем эксперимент. У вас на столах лежат маленькие игрушки. Какого они цвета? Спрячьте одну игрушку в снег, а другой опустите в воду. Где игрушку видно, а где нет? Почему? ( на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)
3. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? ( крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).
4. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) У снега нет запаха ( крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос) Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем с пальчиками.
(Пальчиковая гимнастика) .
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня две баночки. В одной -холодная вода (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во второй - теплая. В обе баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег — это замерзшая вода.
Физкультминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся.)
Ребята, а что произойдет со снежинкой, если положить её на ладонь? Растает.
- Вот сегодня, мы слепим в технике «пластилинография», «волшебные» снежинки, которые никогда не растают.
Практическая часть.
- Лепить будем не на картоне, а на дисках.
- Так как наша снежинка «волшебная», то её цвет может быть не только белый. Как вы, думаете, какие цвета ещё можно использовать? (голубой, сиреневый, синий, фиолетовый).
Показ педагога.
- У меня диск сиреневого цвета, значит, возьму белый пластилин, чтобы моя снежинка не слилась с основой.
- Катаем три длинные колбаски, прикладываем к основе вертикально, друг на друга, чтобы между верхними концами было одинаковое расстояние. Приплющиваем. Украсим концы снежинки короткими колбасками. Серединку можно украсить голубой лепешечкой с шестью лучиками.
- Снежинку придумайте сами, но не забывайте, она – шестиконечная.
Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись «Песенки о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев)
Рефлексия.
- Какие сказочные снежинки у вас получились?
- Ребята, так из чего же состоит настоящая снежинка?
- Сравните свои снежинки, есть ли одинаковые?
- Каждая из них по-своему красива и неповторима, молодцы!
- Давайте украсим группу вашими «волшебными» снежинками!
Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?