Ольга Бычихина
ООД в подготовительной к школе группе с детьми с речевыми нарушениями «Путешествие в деревню «Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №37 «Колобок»
Организованная образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе с детьми с речевыми нарушениями :
«Путешествие в деревню Простоквашино»
(Домашние животные, птицы и их детеныши).
учитель - логопед
О. И. Бычихина
г. Морозовск
2023 г
Лексическая тема: «Домашние животные, птицы и их детеныши».
Публикация «ООД в подготовительной к школе группе с детьми с речевыми нарушениями „Путешествие в деревню „Простоквашино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Закрепить знания о домашних животных и птицах, их детёнышах. Развитие речи.
Образовательные задачи: Актуализация словаря по теме «Домашние животные, птицы и их детеныши. Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами - онок, - енок, - ок, образование уменьшительно-ласкательных форм существительного с суффиксом - ек. Совершенствование синтаксической стороны речи. Развитие связной речи; образование новых слов (конь - конюшня, корова - коровник); совершенствование умения согласовывать существительные с числительными.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосоподачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи, речевого дыхания). Развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения, подражательности, речевого слуха. Развитие тонкой и общей моторики, мимической мускулатуры, диалогической речи.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности, умения внимательно слушать. Воспитание любови к домашним животным.
Предварительная работа: Рассматривание серии картин «Домашние животные», «Домашние птицы», «На птичьем дворе», «На скотном дворе», разгадывание загадок, игры «Кто, где живет?», «Найди маму», «Кто, что ест?», разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка».
Оборудование: зеркала для артикуляционной гимнастики; цветные карандаши; листы с контурами животных; мелодия «Утро в деревне»; ПК: презентация игра «Доскажи словечко» тема: «Домашние животные и птицы и их детеныши»; мяч, дидактическая игра «Пастушки», дидактическая игра с прищепками «Накорми животного»; шаблоны черного контура домашних животных, яйца киндер-сюрприз; домик, скамейки, стол, стулья.
Организованная образовательная деятельность:
I. Организационный момент.
Логопед: Собрались ребята в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся на стульчики, стоящие вокруг стола, и слушают запись «Утро в деревне.)
II. Основная часть.
ПК: слайд-презентация «Домашние животные и их детеныши».
1 слайд: название деревни («Утро в деревне»).
Логопед: Ребята, как вы думаете, где мы сейчас оказались?
Дети: Мы оказались в деревне, на скотном дворе.
Логопед: Чьи голоса вы услышали?
Дети: Мы услышали голоса коровы, петуха.
Логопед: Как называются животные и птицы, которые живут у человека?
Дети: Домашние животные и птицы.
Логопед: Правильно.
Логопед: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в деревню «Простоквашино» и узнать о том, как живут домашние животные и птицы, чем питаются, и что дают человеку.
Логопед: Давайте отгадаем животное по звуку и назовем его семью.
2 слайд: Пьет из блюдца молоко,
Мышей в доме нет давно.
А спать любит у окошка,
Живет в доме с нами. (кошка) ( семья: кот, кошка, котенок, кошка мяукает. Чем покрыто тело животных?
Дети: Шерстью.
Логопед: Верно.
Логопед: Давайте с вами покажем, как котенок лакает молоко.
Упражнения для языка
Кошка лакает молоко. Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
3 слайд: загадка про собаку (пес, собака, щенок, собака лает.
Логопед: Вы видели, как выглядит собака, когда сердится? Давайте вместе покажем.
Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц, для щек и губ.
Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
Собака рассердилась - у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
4 слайд: Вместо носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок,
На спине растет щетинка.
Кто же это? Это … (свинка, ( семья: боров, свинья, поросенок, свинья хрюкает.
5 слайд: Так веками повелось,
Что крестьянский труд не прост.
В поле с ней работать проще,
Помогает людям. (лошадь) ( семья: конь, лошадь, жеребенок, лошадь ржет.
Логопед: Ребята, послушайте, как лошадь фыркает, повторите сами. А еще лошадь умеет звонко цокать копытами.
Упражнение для языка «Лошадка».
Губы в улыбке, рот открыт. Присасывать широкий язык к небу и опускать вниз. Нижняя челюсть не подвижна.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, для щек и губ.
Фырканье лошади. Вибрация губ.
6 слайд: Лоб крутой, рога кольцом -
Удалец из удальцов.
Он противник очень строгий,
Не свернё шь его с дороги:
Без разбору - на таран,
Потому что он … (баран) ( семья: баран, овца, ягненок, баран блеет.
7 слайд: На лугу она пасется,
Ест корма, и ест траву.
Если громко отзовется,
Скажет вам протяжно: Мууу,
Молока вам дать, готова,
Расчудесная. (корова) ( семья: корова, бык, теленок, корова мычит.
Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц, для щек и губ.
Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание.
Дыхательное упражнение «Корова».
(по Б. Толкачеву)
Дети указательные пальцы приставляют к голове
(«рога»,
делают глубокий вдох через нос, немного задерживают
дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му-у.»,
стараясь, чтобы звук был ровным.
Игра «Пастушки».
На магнитной доске вверху размещены: игровое поле, на которое наклеены липучки, внизу плоскостные изображения домашних животных (собака, корова, бык, лошадь, коза, козел, овца, баран, кролик, свинья).
Логопед: Рассмотрите изображения домашних животных и вспомните их названия. Сейчас вы превратитесь в пастушков и расставите животных в загоны. В первый загон следует поместить животных, в названиях которых один слог. Во втором загоне должны оказаться те животные, в названиях которых по два слога. И в третьем загоне должны стоять те животные, в названии которых по три слога.
Дети расставляют животных и комментируют свои действия.
Пальчиковая гимнастика «Буренушка»
Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.
Дай молока, Буренушка, (Показывают, как доят корову)
Хоть капельку - на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на руках,
Творогу немножечко. начиная с мизинцев, на каждое название
Масло, простоквашки, молочного продукта)
Молока для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят»)
Молоко коровье.
8 слайд: Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это … (гусь) ( семья: гусь, гусыня и гусенок, гусь гогочет. Чем покрыто тело птиц?
Дети: Перьями.
Логопед: Правильно. Как называются птицы, которые живут дома у человека?
Дети: Домашние птицы.
Логопед: Конечно.
9 слайд: По двору шагает тюк,
Цветастый с перьями … (индюк) ( семья: индюк, индюшка, индюшонок, индюк балбочет.
10 слайд: Клюв дугой, смешные лапки,
Ходит, будто, косолапка.
Воду любит не на шутку.
И зовется она. (утка) ( семья: утка, селезень, утенок, утка крякает.
11 слайд: Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит «во все глаза» -
Длиннорогая (коза) ( семья: коза, козел, козленок) коза млеет.
(
Игра «Чей, чья, чье?» с мячом.
(дети становятся в круг, проводится игра)
Логопед: Ребята, я вам бросаю мяч и называю часть тела животного, а вы возвращаете мне мяч и говорите, чья это часть тела.
Хвост кошки чей хвост? - кошачий.
Усы кошки, чьи усы?- кошачьи.
Рога коровы, чьи рога? - коровьи.
Морда собаки, чья морда? - собачья.
Грива лошади, чья грива? - лошадиная.
Клюв курицы, чей клюв? - куриный.
12 слайд: «Цып-цып-цып! Кудах - кудах!» -
Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая … (курица) ( семья: курица, петух, цыпленок, курица квохчет, кудахчет, петух кукарекает.
13 слайд: Игра «Сосчитай цыплят по порядку».
Логопед: цыплята в поисках корма разбегаются в разные стороны. Когда курочка их позовет, бегут к маме, сосчитайте их по порядку.
14 слайд: игра «Назови ласково» детенышей животных.
Логопед: Сейчас на полянке будут появляться детеныши животных, а вы по очереди называйте их ласково.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Один - много» (игра проводится с мячом.)
Одна кошка - много кошек;
Одна собака - много собак;
Одна корова - много коров;
Одна свинья - много свиней;
Один петух - много петухов;
Одна утка - много уток;
Один гусь - много гусей.
Логопед: Замечательно! Молодцы!
15 слайд: Изображения жилья домашних животных.
Логопед: А теперь кот Матроскин и пес Шарик покажут вам своих домашних животных, у них у каждого есть свой домик.
Корова живет в … (коровнике,
Лошадь в … (конюшне,
Свинья в … (свинарнике,
Гусь в … (гусятнике,
Утка в (утятнике,
Курица в … (курятнике,
Индюк в … (индюшатнике).
Логопед: А, каких животных мы еще не перечислили?
Дети: собаку, кота, ослика, овцу, козу.
Логопед: Правильно, у этих животных по-другому называется жилье.
У собаки … (конура)
У ослика, козы и овцы - сарайчик или хлев.
А вот где живет кот? (кот живет вместе со мной в доме).
Логопед: А, вот что едят, животные, мы с вами сейчас узнаем, когда сыграем в игру «Кого, чем угостим?».
У вас на столе стоит тарелочка с прищепками, возьмите по одной прищепке. Я вам даю игру, а вы по одной прикрепляете свои прищепки с головой животного к подходящим картинкам с едой, и по очереди передавайте друг другу.
Логопед: например, корова ест сено и траву…
Логопед: Если вы правильно прикрепили прищепки, то вы узнаете, чем полезны эти животные для человека (вместе с детьми проговорить о каждом животном).
Корова дает молоко, творог, сметану и мясо.
Лошадь перевозит грузы.
Собака охраняет меня и мой дом.
Кошка ловит мышей.
Курица дает мясо, яйца и пух на подушки.
Свинья дает мясо, сало.
Логопед: если все совпало, значит, вы правильно все выполнили.
Логопед: Человек ухаживает за домашними животными. Зимой держит скот (корову, козу, лошадь, овцу, барана) в теплом хлеву, дает им вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет у хозяина в теплом доме. Конуру собаки на зиму утепляют, стелет сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна человеку. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля-сено, заготовленное летом в стогах. Все домашние животные нужны человеку. Значит, они какие?
Дети: Нужные.
Логопед: Все они приносят пользу. Значит, они какие?
Дети: Полезные.
Графомоторные навыки, профилактика дисграфии.
Логопед: Ребята, у меня случилась беда. Я попросила фотографа сфотографировать своих любимых животных, но фотографии получились все черного цвета. Помогите мне узнать в них моих животных.
Логопед раздает каждому ребенку по трафарету тени домашнего животного и просит определить, какое животное у них в руках. Но еще хуже получилось, когда художник нарисовал моих животных с этих фотографий и вот, что получилось.
Логопед раздает детям листы, на которых нарисованы наложением друг на друга контуры животных.
Логопед: По контуру тени найдите животное в своем листике и закрасьте его.
Рефлексия).
Логопед: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Дети: Мы побывали в деревне «Простоквашино».
Логопед: Во что мы сегодня играли? Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?
Дети: Мы делили названия домашних животных на слоги, играли в игру «Чья, чье, чьи?», «Кого, чем угостим?», отгадывали загадки, рисовали.
Логопед: ребята, я очень вам благодарна и хочу подарить вам корзину с яйцами, которые снесла курочка. Но, эти яйца непростые :
Когда яйцо вы разобьете, то сюрприз вы в нем найдете…
Логопед: А, теперь, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, ребята.
Литература:
Н. В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет».
Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет подготовительная к школе группа».
Интернет источники.