Нина Ивановна Бойченко
Конспект ОД на тему «Обитатели Волги» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОД тема «Обитатели реки Волга» в старшей группе.
Составила: воспитатель Бойченко Н. И.
Цель. Уточнить и расширить представление детей о рыбах.
Познакомить детей с обитателями реки Волги, местом обитания, внешним видом и способом питания. Находить основные существенные признаки рыб.
Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь в трудное время прийти на помощь.
Публикация «Конспект ОД на тему „Обитатели Волги“ в старшей группе» размещена в разделах
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Ход ОД.
Что это? (Глобус). Это макет нашей планеты земля. Где на земле живут люди? (на суше).
Какими цветами на земле обозначена суша (коричневым, желтым, зелёным). Какого цвета на глобусе больше всего? Что обозначается голубым цветом? (Водоёмы)
Педагог: Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы). Недаром говорят: “Рыбы - дети воды”. Они живут в какой воде? (солёной, пресной). Рыбы двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй. Рыб в подводном мире огромное количество.
И вот мы с вами отправляемся в путешествие, в подводный мир реки Волги. (дети медленно переходят в другую половину группы, где находятся изображения рыб)
Знакомство:
лещ. Его легко можно узнать по маленькой
голове с белыми глазками, и сжатым бокам.
У окуня – длинные острые зубы, они как бы торчат изо рта, как будто не
умещаются. Он хищник, любит мелких рыбешек кушать, охотиться днем, а
ночью спит.
Судак – хищная рыба чистюля, судак не живёт в загрязненных водоемах. Отгадайте загадку: колюч, да не еж, кто это…. (ерш).
Правильно, ерш чем - то напоминает ежа, такой же колючий.
Пескарь любит плавать по дну, как будто своими плавниками перебирает
песок, за, что и получил свое название.
Есть и хищные рыбы.
Отгадайте загадку:
Он в самом омуте живет, хозяин глубины,
Имеет он огромный рот, усы, а глазки чуть видны. (сом)
Правильно. Сом – рыба крупная, толстая, на голове у него усы,
которые помогают найти корм на дне реки.
А вот еще загадка:
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает (щука).
Щуку рыбаки прозвали речным волком, она прячется в водорослях, и
выжидает свою добычу. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром, за то, что она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не дает распространяться болезням».
Загадка Ползет наоборот,
Задом наперед
Всё под водой
Хватает клешней (рак)
Раки выполняют функцию фильтрации воды и являются пищей для других животных.
В. Пора возвращаться назад. (дети возвращаются на стульчики) Динамическая пауза
Волга – река (волнообразные движения руками,
Ты бежишь из далека (соединить руки перед грудью,
Твои воды глубоки (нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол,
Твои воды широки (развести руки в стороны,
Берега твои скалисты (соединить пальцы вытянутых рук над головой,
И покаты, и холмисты (поочередно опустить руки вниз).
В. А теперь нас ждёт исследовательская работа. Сначала мы пойдём в научную лабораторию. Подходят к столу, на котором лежат указка и рыба. Давайте посмотрим из каких частей состоит рыба. Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.
С помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Слизь, покрывающая всё тело, помогает рыбе плавать, не допустить проникновение вредных бактерий.
Воспитатель обсуждает с детьми назначение жабр. (через жабры рыбы вдыхают воздух, чем покрыто тело рыбы (чешуёй)
В: В какой воде живут рыбы и различные обитатели?
Вот сейчас нам предстоит спуститься на речное дно и обследовать его. (дети имитируют одевание водолазных костюмов, подходят к «речному дну», на полу лежат различные предметы, мусор)
Мы спустились с вами на дно реки. Посмотрите все ли предметы речные? Найдите лишнее. Хорошо ли живется речным животным среди банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы река стала чистая? (собрать мусор).
В ведро для мусора дети бросают мусор. Обратить внимание на то, как стало без мусора чисто и светло.
Как надо себя вести, чтобы природе не нанести вреда?
Правила поведения на реке.
• Не бросать в воду мусор.
• Не оставлять мусор на берегу.
• Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом). Оберегать растения – не рвать кувшинки и любые другие растения.
• Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.
• Нельзя купаться в неположенном месте
• Нельзя ловить рыбу мелкой сетью.
А что можно делать у реки? (у реки можно отдыхать, купаться, ловить рыбу удочкой, фотографировать).
Наше занятие подошло к концу. Ребята, вам интересно было на занятии? Скажите, пожалуйста, что нового для себя вы сегодня узнали?
И в заключение я хочу прочитать вам стихотворение
Волга. Татьяна Лаврова.
Щедрая, широкая, раздольная
Своенравная, как птица – вольная,
Все «ключи» собрав наперечет.
Шумная, бурливая, привольная…
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.
Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.
Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.