Надежда Курмахина
ООД по речевому развитию с использованием технологии АМО «Путешествие в страну букв и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД Речевое развитие с использованием технологии АМО
Тема ООД: «Путешествие в страну букв и слов»
Тип ООД - применение знаний и умений детьми старшего дошкольного возраста.
Цель ООД: Совершенствовать знания и умения в составлении предложений. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Развивать внимание и словесно – логическое мышление. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи НОД: Развивать связную речь, мышление, память. Актуализировать знания детей о гласных и согласных буквах. Упражнять в употреблении существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Закрепить и систематизировать знания о детенышах животных. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Продолжать воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.
Материал и оборудование: домик с окошками, фишки красного и зелёного цветов; картинки с солнечной и пасмурной погодой; веселые и грустные смайлики; карточки с изображением домашних и диких животных; сюжетные картинки; карточки со словами предложений; мяч; аудиозапись веселой и подвижной музыки
Ход занятия
Фаза 1 : Инициация. "Начало ООД".
Этап 1. Приветствие: АМО 1 «Путешествие в страну букв»
Цели и задачи метода: создать позитивную и комфортную атмосферу, настроить ребят на рабочий лад.
Воспитатель: — Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну букв и слов. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и поздароваемся мы с вами необычным образом.
Скажем Здравствуйте руками!
Скажем Здравствуйте ногами!
Скажем Здравствуйте глазами!
Скажем Здравствуйте мы ртом!
Станет радостно кругом!
- Вот мы и попали на сказочную поляну.
Данный АМО решает задачи ООД и позволяет более эффективно, по сравнению с традиционным мероприятием, достичь поставленных целей за счёт возникновения у детей собственного интереса, а не путём «принуждения» к занятию.
Этап 2: Погружение в тему, цель которого - обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.
АМО 2 «Жильцы в доме»
Цель и задачи метода: закреплять знания о согласных и гласных буквах.
- На полянке стоит лесной домик с окошками красного и зелёного цвета, и рассыпанные по полянке фишки таких же цветов – буквы, которые после непогоды перемешал ветер. Ребята, вам нужно помочь буквам вернуться каждому в свое окошко: (дети подбирают, называют, какая это буква (если зелёный, то согласная; если красный, то гласный.
В процессе данного АМО дети самостоятельно делают выводы, предположения; работают с проблемной ситуацией, осуществляя практическое действие. Происходит включение дошкольников в познавательную деятельность через игровую ситуацию.
Этап 3 : Определение ожиданий и опасений дошкольников, цель которого - концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически – комфортной обстановки.
АМО 3 «Волшебные солнышки»
Цели и задачи метода: выявить детские ожидания и опасения от предстоящей ООД, способствовать определению целей занятия, формированию ответственности за результат обучения.
Технология проведения :
- Ребята, я предлагаю вам озвучить, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия. Вам необходимо прикрепить веселый смайлик на доску с ясной погодой; если переживаете или сомневаетесь в своим знаниях, то грустные смайлики прикрепить на доску, где пасмурная погода. Давайте вместе сосчитаем и сравним.
При использовании данного АМО у воспитанников формируются такие ключевые компетентности, как коммуникативная и социальная.
Данный метод решает задачи занятия и позволяет более эффективно достичь, по сравнению с традиционным мероприятием, поставленные цели за счёт планирования и прогнозирования ребятами учебного процесса, самостоятельного выделения и формулирования ими познавательной цели. АМО обеспечивает самостоятельность детей в постановке целей и определения путей их достижения.
Фаза 2: «Работа над темой».
Этап 4. Закрепление изученного, цель которого контроль и коррекция ЗУН.
АМО 4 «Назови ласково»
Цели и задачи метода: упражнять детей в умении образовывать уменьшительно - ласкательные формы слов.
- Я вам кидаю мячик и называю, а вы называете его ласково. Зима — (зимушка, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холодок, снежинка – (снежиночка, метель – (метелица, снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок.
Лиса хитрая — лисичка хитренькая
Заяц белый — зайчик беленький
Сапоги чистые — сапожки чистенькие
Снег белый — снежок беленький.
Вавленки теплые - валеночки тепленькие.
Шуба длинная - шубка длинненькая.
В ходе данного метода у дошкольников формируются такие ключевые компетентности, как речевая, коммуникативная.
В процессе ООД с использованием данного метода у детей совершенствуется умение самостоятельно и результативно мыслить.
АМО 5 Словесная игра «Кто кем был?»
Цели и задачи метода: упражнять детей в назывании детенышей животных, обогащение и активизация словаря, развитие внимания и памяти.
Сейчас мы поиграем в словесную игру. Я каждому из вас дам карточку животного, а вы должны посмотреть, кто изображен на вашей карточке и спросить у соседа справа, кто детеныш вашего животного. И так далее по кругу.
При использовании данного метода у детей формируются такие ключевые компетентности, как: социальная, учебно-познавательная и коммуникативная.
У дошкольников активизируется логическое мышление, память, стимулируется познавательная деятельность в движении и игре через возникновение собственного интереса;
АМО 6 Эмоциональная разрядка (разминка).
Цели и задачи метода: способствовать снятию усталости и напряжения, восстановлению энергии.
- В стране букв живут жители, которые очень любят играть. Пока играет веселая музыка, вы бегаете по ковру, как замолкает- вы садитесь на корточки. Я показываю кому-нибудь картинку, а вы должны придумать к ней предложение (затем все дети говорят хором).
Данный АМО решает наиболее эффективно задачи ООД за счёт групповой формы работы, двигательной активности, творческого характера обучения.
Этап 5: Мозговая атака
АМО 7 «Оживи слова».
Цели и задачи метода: развивать связную речь, мышление, внимание, наблюдательность.
- Давайте подумаем и составим правильные предложения. Для этого разделимся на команды по 3 человека. Я раздам каждому по слову, обязательно их запомните. И по команде вы должны правильно встать, чтоб получилось верно.
На белке сидела елка.
Рыба поймала рыбака.
Куры кормят Марусю.
Посуда моет маму.
В ходе данного метода у воспитанников формируются такие ключевые компетентности, как информационная, учебно-познавательная, коммуникативная и социальная.
Наибольшая эффективность достижения целей достигается путём организации командной работы. За счёт использования диалога и полилога обеспечивается разнообразие коммуникаций.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Этап 6. Рефлексия, цель которого - получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
АМО 8 «Весёлые солнышки»
Цели и задачи метода: продолжать побуждать детей оценивать процесс и результаты обучения. Способствовать формированию навыка самооценки собственной и коллективной деятельности.
Дети обсуждают, анализируют свои первоначальные опасения и ожидания. Исправляют «состояние погоды», если есть изменения в лучшую сторону. Делятся своими впечатлениями от занятия, что удалось…Что понравилось больше?
Инструкция модератора проходит в виде беседы:
Для чего мы этим занимались? (Зачем мы отправлялись в путешествие?
Можете ли вы научить кого – либо делать также?
Как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии?
Как вы думаете, что нам надо узнать на следующем занятии? и т. д.
При использовании данного АМО у детей формируются коммуникативная и социальная ключевые компетентности.
Эффективность данного метода заключается в осуществлении рефлексии, интерактивности, проявлении творчества, в ведении дошкольниками диалога – полилога (развитие коммуникации).
В ООД " Путешествие в страну Букв" целесообразно была использована технология АМО, так как с их помощью более эффективно можно добиться поставленных целей и задач. Всё занятие проходило в игровой форме. Тема раскрыта и содержание занятия освоено полностью. Развитие личности воспитанника происходило на основе освоения способов деятельности.
Дети получают новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дошкольники в начале занятия ставили перед собой цели, в процессе решали задачи, отвечали за результаты. В процессе ООД с использованием АМО дети самостоятельно делали свой выбор в эмоционально – нравственном плане (выражали мысли и чувства, у них совершенствовались межличностные, партнёрские отношения, воспитывалось чувство сплочённости, взаимовыручки и уважения чужого мнения. Развивались умения общаться, взаимодействовать. Благодаря используемым активным методам обучения были достигнуты все поставленные цели и задачи.
Дошкольники старшей группы в процессе данной ООД по речевому развитию закрепили : знания о гласных и согласных буквах; закрепили знания о животных и их детенышах; упражнялись в употреблении существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательным значением; развивали связную речь, составляя предложения; навык дружеского общения и умение работать сообща.
Анализируя степень реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения) в данной ООД, можно сделать вывод, что данное образовательное мероприятие было очень продуктивным. На всех этапах уделялось внимание нравственному развитию, системно - деятельностному и индивидуальному подходу (индивидуальный подход к каждому ребёнку, здоровьесбережению (игры малой, средней и большой подвижности, рефлексия, разминка, эмоциональная разрядка, формированию основных компетенций дошкольников. Использовались принципы доступности, наглядности, систематичности, сознательности и активности обучения детей.
За счет использования технологии АМО можно достичь такие образовательные эффекты, как самостоятельное выделение и формулирование детьми познавательной цели; умение организовать свою деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль); совершенствование умения дошкольников результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
Методическая ценность занятия состоит в том, что оно может быть использовано и применено другими воспитателями в работе по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.