Наталья Голенок
ООД «Путешествие в страну насекомых» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ _БЕЛОБЕРЕЗКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»__
242250 п. Белая Березка, ул. Калинина, 9, Трубчевского района, Брянской области, тел. 9-61-74
ООД
по познавательному развитию
«Путешествие в страну насекомых»
Подготовила: воспитатель
Голенок Наталья Егоровна
Образовательные задачи:
-расширять представление детей о насекомых;
Публикация «ООД „Путешествие в страну насекомых“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
-формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера, пользуясь прямой и косвенной речью;
-поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли, раскрывать творческий потенциал детей;
-продолжать учить свободно общаться и двигаться, обоснованно отвечать на вопросы.
Развивающие задачи:
-развивать интерес к изучению насекомых;
-развивать монологическую речь с опорой на предметно – схематичные модели;
-развивать зрительное внимание и логическое мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-воспитывать отзывчивость, любознательность, бережное отношение к объектам природы, доброжелательное отношение друг к другу, поощрять инициативу.
Словарная работа:
-активизировать словарный запас детей словами: нектар, улей, пыльца, размножаться, первоцветы, среда обитания и др.
Оборудование к занятию:
-оформление зала: зеленая лужайка, цветы, деревья.
-проектор, слайды о насекомых, мнемотаблицы для составления рассказов о насекомых;
-костюмы насекомых, шапочки, аппликативные формы насекомых - силуэты Божьей Коровки и Осы, геометрические фигуры, круги и полоски черного цвета из ткани;
-подобрать музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П. Чайковский и др.
Предварительная работа:
-составление и реализация проекта: «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»;
-цикл познавательной НОД по ознакомлению с насекомыми;
-составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц;
-чтение рассказов, заучивание загадок, стихов о насекомых.
-наблюдение за насекомыми в природе.
Содержание организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Дети вместе с воспитателем входят в зал, встают полукругом приветствуют гостей:
-Ребята, улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу и подарите всем хорошее настроение! (дети посылают воздушный поцелуй)
Здравствуй, солнце золотое! (поднимают руки вверх, опуская разводят в стороны)
Здравствуй, небо голубое! (протягивая руки вперед, слегка поднимая вверх)
Здравствуй, тоненький дубок! (сложив ладошки вместе, поднимая вверх и плавно развести в стороны)
Здравствуй, легкий мотылек! (взмахивая руками покружиться)
Здравствуй, вся наша Земля! (протягивая руки вперед, слегка развести в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (улыбнуться и кивнуть головой гостям)
2. Сообщение темы
Воспитатель:
-Какое сейчас время года? (ответы детей)
-В этом году Весна пришла к нам с опозданием.
-На её пути зима заковала реки…. (в лёд, намела огромные сугробы (снега, но Весна преодолела все препятствия на своём пути, ведь у неё очень много дел. Нужно всех разбудить ото сна. Как вы думаете, кого? (Ответы детей: зверей в лесу, траву, цветы, встретить перелётных птиц)
-Одной ей тяжело со всем справиться. Решила Весна, что в этом ей помогут маленькие феи – весняночки. Одной из таких фей она поручила разбудить самых маленьких существ на земле – насекомых, но фея с ними плохо знакома. Посоветовала ей Весна прилететь к нам в детский сад и сказала, что мы ей должны помочь не только разбудить насекомых, но и рассказать о том, как они живут.
Под музыку легко кружась появляется Фея:
-Здравствуйте, ребята! Вы поможете мне? Я буду очень внимательно вас слушать и все запоминать и обо всем расскажу Весне.
- Ребята, где лучше всего нам встретиться с насекомыми? (ответы детей: в поле, в лесу, на лугу, у реки.)
-Давайте вспомним, а кого вы там видели? Обобщить.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну насекомых!
3. Физ. минутка
(во время которой дети подходят к «лесной полянке»)
- Мы шагаем друг за другом. (идут по кругу)
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают, (машут руками)
Кто же это там летает? (останавливаются лицом в круг)
Один, два, три, четыре, пять- (выполняют приседание)
Полетели, закружились (машут руками и кружатся на месте)
На полянку опустились. (присели)
Фея произносит, взмахнув волшебной палочкой в кругу ребят:
Просыпайтесь ото сна
К нам уже пришла весна!
Воспитатель:
- Чтобы узнать, кто же прилетел на полянку нужно отгадать загадки из волшебного сундучка маленькой феи (дети отгадывают загадки и воспитатель по ходу одевает им маски – шапочки с изображением насекомых).
4. Отгадывание загадок.
1. На большой цветной ковёр
села эскадрилья
то раскроет, то закроет
расписные крылья.
- Правильно. Посмотрите какие наши бабочки красивые.
А кто же ещё прилетел на нашу полянку?
2. У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба?
3. Кто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после в улей мчится пулей
И что-то прячет в уголок?
4. У неё 4 крыла
Тело тонкое словно стрела
И большие - большие глаза
Называют её…
5. Очень маленький на вид, (задает Фея)
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить вашу кровь.
- Ну что ж и такое бывает! А кто же это такой?
6. Я – работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом из хвоинок строю дом.
- Ребята, наша Фея волшебница! И сейчас…
-Фея: -Раз, два, три, палочка, ребят в насекомых преврати!
(Фея касается каждого ребенка волшебной палочкой и превращает в насекомых)
Воспитатель:
-Ой, как много насекомых! И какие они все красивые!
- Фея, ты знаешь, что насекомые любят цветы-первоцветы.
Как ты думаешь, почему они так называются? (потому что они расцветают первыми)
Обращаясь к детям, воспитатель спрашивает:
- Дорогие насекомые, познакомьте Фею с первоцветами! (ребята, садясь на стульчики рядом с цветами, показывают и называют цветы-первоцветы).
Воспитатель:
-Вот, Фея, с какими умными насекомыми мы встретились! (обобщить ответы детей).
5. Составление рассказов творческого характера по теме
-А теперь присядем и вы расскажите нашей маленькой гостье о себе (звучит несколько рассказов ребят от первого лица).
1. Девочка-бабочка: я- бабочка, очень похожа на красивый цветок. У меня на крылышках все цвета: красный, белый, жёлтый, синий. Я очень люблю пить цветочный нектар, сок вкусных сладких фруктов, а ещё, чтобы всегда светило солнышко. У меня два больших крылышка, шесть лапок и усики, зоркие глаза.
2.- А я – божья коровка. У меня очень красивый плащик на спинке – красный с чёрными кружочками. Я поедаю маленьких вредителей –тлей, берегу на растениях листики и стебельки. С помощью своих шести лапок я быстро бегаю вверх и вниз по растениям.
3.- Вы любите сладкий душистый мёд? Знайте, что это мы – пчёлки перелетаем целый день с цветка на цветок, собираем пыльцу и сладкий нектар, несём их в свой домик улей и там они превращаются в мёд. Живём мы большой дружной семьёй.
4.- Муравей, а как называется твой домик, в котором ты живёшь? Ты умеешь летать? (ответ ребёнка: мой дом муравейник, я не летаю – я ползаю и тащу на себе веточки для постройки своего домика).
5.- А кто же умеет прыгать? (ответ ребёнка: это я – кузнечик, не только умею далеко прыгать но ещё меня называют музыкантом в зелёном мундире.
- Дорогая фея, а теперь ты можешь назвать насекомых, которые к нам прилетели? (девочка – фея называет насекомых изображённых на масках-шапочках).
Воспитатель хвалит Фею:
- Молодец, Фея! Но я уже соскучилась по своим ребятам, давай их вернем обратно!
Фея: - 1,2,3 – волшебная палочка, ребят нам верни!
Воспитатель: - Ребята Фея мне шепнула, что она хочет спеть для вас песенку. (Фея исполняет песенку о мотыльке).
- Ребята, а кто вчера к нам на прогулку прилетал?
6. Пальчиковая гимнастика.
Прилетала к нам вчера полосатая пчела, (машут ладошками)
А за нею шмель – шмелёк (считают загибая пальчики)
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (показывают)
Пожужжали-ж-ж-ж, полетали-ж-ж-ж, (машут ладошками)
От усталости упали. (ладошки опустили)
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, Весна любит пошутить! «Это правда или нет?».
1. Бабушка летает около цветка. Это правда или нет?
2. Пила летит и жужжит.
3. Лук ползёт по веточке.
4. Воробей залез в муравейник.
5. Самовар укусил Машу.
- Молодцы, вы очень внимательные!
А кто знает, как прячутся насекомые? Для чего они это делают? (ответы детей: бабочка сама яркая и садится на яркий цветок, муравей похож на маленькую палочку, а кузнечик сядет на травинку и его не видно, он ведь зелёный и травка зелёная).
7. Работа по схемам
- Дорогая Фея, а сейчас ты узнаешь о жизни насекомых из фильма, а ребята помогут в этом! Занимайте места в зрительном зале! (обращаю внимание на экран, на нем поочерёдно появляются 3 схемы о жизни, строении и среде обитания насекомых.).
- Итак, жизнь насекомых. Давайте внимательно посмотрим, что обозначает первая схема?
(Дети отвечают. Один ребенок делает вывод: первая схема обозначает, что насекомые двигаются: ползают, прыгают)
-Запомнила Фея? (повторяет - насекомые двигаются).
-Посмотрим на вторую схему, что она нам подскажет? Ребята, о чем говорит нам эта схема? (Ребенок делает вывод: эта схема нам говорит, что насекомые питаются, далее по схемам летают и размножаются. Ребята рассматривают схемы о признаках насекомых и их среде обитания, по ходу беседуют).
Воспитатель делает вывод:
-Милая Фея, все эти схемы рассказали нам, что насекомые живые существа, что у них есть признаки, которые их объединяют и о том, где они живут.
-Надеемся, что ты все запомнила!
Фея: -Да, спасибо, мои, друзья!
8. Просмотр слайдов
Воспитатель: -Ребята, то, что мы будем смотреть сейчас, я думаю вам очень понравится. (Далее ребятам предлагаю посмотреть картинки-слайды о насекомых «Остановись, мгновение.»)
9. Проблемная ситуация
По окончании просмотра слайдов в зал входят две девочки в костюмах Божьей Коровки и Осы – они всхлипывают. За ними идёт Птица Ткачик и утешает их:
- Ну не плачьте, я же вам говорю, что ребята вам помогут.
Ребята с воспитателем подходят к пришедшим героям.
- Что случилось? Наша помощь нужна?
Птица Ткачик:
- Да. Я - лесной модельер. Придумываю эскизы одежды, рисую их, а потом шью для всех обитателей луга, леса, реки. Весной очень много дел. Все хотят новые костюмы. Вот я чего-то и напутал в костюмах для этих модниц. Ребята, помогите!
(показывает в сторону девочек-насекомых).
10. Решение проблемной ситуации.
Давайте подумаем, как мы поможем Ткачику?
Птица Ткачик приглашает ребят к доске, где расположены две аппликативные формы божьей коровки и осы.
Ребята рассказывают: - нужно выбрать чёрные круги для божьей коровки, а чёрные полоски для осы и наклеить их на костюмы. Затем подходят к Божьей Коровке и Осе и вместе с воспитателем и Птицей Ткачиком исправляют те же ошибки, но уже на костюмах с помощью форм из ткани.
Божья Коровка и Оса осматривают костюмы, под музыку кружатся и благодарят ребят.
11. Рефлексия
Воспитатель говорит о том, что путешествие заканчивается.
Фея: -Настало время прощаться, мне было очень интересно, я многое узнала о жизни насекомых, спасибо вам, друзья!
Воспитатель спрашивает Фею, справилась ли она с заданием Весны?
Фея благодарит ребят и предлагает послушать стихотворение:
Нас в любое время года учит мудрая Природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду,
И к тому же в их труде всё по справедливости.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
И при всей огромности обучает скромности.
У природы круглый год обучаться нужно:
Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ.
Воспитатель:
-Ребята, Весна не сомневалась, что вы поможете, Феи и поэтому приготовила для вас угощение. А теперь поблагодарим Фею, ей пора возвращаться к Весне, а нам в детский сад.