рида габдрахманова
ООД по РЭМП в подготовительной группе «Измерение объема сыпучих тел»
▼ Скачать + Заказать документы
Измерение объема сыпучих тел
Цель. Продолжать формировать математические представления об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения детей измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры
- формировать умения детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием;
Развивающие:
- развивать представления о том, что результат измерения объема зависит от величины условной меры;
Публикация «ООД по РЭМП в подготовительной группе „Измерение объема сыпучих тел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать навыки сравнения величин по высоте;
- развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
- упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.
- развивать сообразительность, внимание, усидчивость, любознательность, креативное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Средства реализации:
Демонстрационный:
- 2 банки- сосуды, крупа гречневая, пшенная, фишки, 2 контейнера, мерки – ложки, стаканы, ленты, полоски, наборное полотно, буквы Ш, К, О, Л, А
Материал раздаточный: математический пенал, контейнер с крупой, салатница, ложка – мера, Палочки Кюизенера, А4 лист
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приемы: наглядность, объяснение, анализ, синтез, индивидуальная работа и педагогическая поддержка детей.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- развитие мыслительных процессов: (сравнение, анализ, синтез) и психических процессов: (внимание, память, мышление, речь).
Ход ООД:
Организационный момент
- Дети, поздоровайтесь с гостями.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3.
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И за столики пройдем.
Воспитатель: - Присаживайтесь (показываю) сели на полный стул, спина прямая, ноги вместе.
- Сегодня, я вас приглашаю в страну математики, где мы будем выполнять задания и за правильно выполненное задание
Воспитатель: Разминка «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
1. Какой сегодня день недели? (среда)
2. Сколько всего дней в неделе? (7)
3. Какой день идёт после вторника? (среда)
4. Сколько времён года? (4)
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
-Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето;
-Почему ты решил, что лишнее слово среда? (потому что среда – это день недели).
-А зима, весна, лето – это? (Времена года).
б) один, два, три, круг;
-А что здесь лишнее? (слово круг).
-Почему? (Круг – это геометрическая фигура, а не число).
в) плюс, минус, пятница, равно;
-Лишнее слово? (пятница – это день недели, а остальные – математические знаки).
Воспитатель: Дети, перед вами прозрачные коробки. Рассмотрите, сравните и скажите, чем они отличаются? (Одна коробка большая, другая маленькая).
-Правильно, они отличаются размером.
-Почему?
-Потому что у большой коробки длина, ширина, высота - больше, чем у маленькой.
-Длина, ширина, высота – составляют объем коробки, её вместимость (показываю, обводя указкой).
-Чем мы измеряли длину, ширину, высоту коробки? (полоской бумаги).
-Полоска бумаги - средство измерения, как называется? (условная мера).
-Используя условную меру, будем учиться измерять объём банки, с помощью сыпучих веществ – крупы - условной меры.
- Посмотрите, на столе две банки - сосуды?
-Чем похожи, чем отличаются? (одна банка с узким горлышком, другая - с широким горлышком).
- Еще чем? (Банки отличаются высотой, толщиной) (показываю).
- Что в банках? (крупа гречневая и пшенная).
- Какой крупы, на ваш взгляд, больше, гречневой или пшенной?
- Как узнать?
- Только измеряя объем - вместимость круп, мы выясним, в какой банке крупы больше, а в какой меньше.
-Как вы думаете, чем можно измерить объём - вместимость банки? Подумайте! (ответы детей)
- Можно ли его измерить лентой?
- Почему нельзя? (Лентой мы можем измерить высоту банок, уровень воды, но не их объём - вместимость).
- Правильно, объем крупы можно измерить стаканом, ложкой. А чем удобнее измерять крупу, стаканом или ложкой? (Стаканом, ложкой пришлось бы измерять долго).
- Стакан это что? (стакан – условная мера)
- Повтори, Данила, что это? (это условная мера)
- Объём круп, т. е вместимость крупы в банке измеряется емкостью : банкой, стаканом, чашкой, ложкой.
- В измерении объема банки, её вместимости необходимо соблюдать правила:
1. Прежде чем приступить к измерению, мы должны выяснить, чем мы будем измерять, т. е. выбрать условную меру.
2. Стакан должен быть полным, но не насыпаться с верхом.
3. Измерение продолжаем до тех пор, пока не будет измерена вся крупа.
- Как вы думаете, одинаковый ли объем крупы в двух банках?
- Почему мнения разные? (Потому что банки разные, одна банка выше и уже – крупы кажется больше, другая ниже и шире – крупы кажется меньше).
- Только измерив содержание банки, т. е. крупу, мы получим правильный ответ, где крупы больше, где меньше.
- Сначала мы с вами стаканом измерим гречку. Для того, чтобы не забыть результат измерения мы будем откладывать на наборном полотне по одному кругу.
- Азиза, выходи к доске.
- Посмотрите, как надо наполнять мерку, чтобы измерение было правильным.
- Я отмерила один стакан. Азиза, сколько ты кругов отложишь?
- Я еще отмерила один стакан, что должна сделать Азиза? (Ей нужно отложить еще один круг на наборном полотне).
- Дети, я измерила всю гречку? (нет, только часть гречки).
- Дети, до каких пор надо продолжать измерение гречки? (пока не будет измерена вся крупа). Правильно, пока мы не измерим всю гречку.
-Сколько кругов Азиза отложила на верхнем ряду наборного полотна? (4 круга). А почему четыре? (ответы детей).
Итог. Азиза отложила на верхнем ряду четыре круга, т. к. в банке было четыре стакана гречки.
- А сейчас Тагир измерит пшено, а Денис будет откладывать квадраты на втором ряду наборного полотна.
- Марат, напомни правило, как надо наполнять стакан? (стакан должен быть полным, но не насыпаться с верхом).
- Тагир, измеряй, Денис будь внимательным.
-Сколько кругов Денис, отложил на нижнем ряду наборного полотна и почему? (4 квадрата).
-Что они обозначают? (Сколько стаканов пшена в банке).
-Сколько стаканов пшена? (4 стакана).
-А сколько гречки? (4 стакана).
-По сколько стаканов крупы в банках? (По четыре, их поровну).
Итог. Несмотря на то, что банки разные по высоте, по толщине – количество круп в них одинаково, банки имеют одинаковую вместимость, т. е. одинаковый объем.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре, руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть, на место тихо сесть.
3. Работа с раздаточным материалом.
- Дети, сейчас вы самостоятельно измерите, сколько столовых ложек крупы в салатнике?
- Чем нам будет служить столовая ложка? (условной мерой).
- Давайте вспомним правило измерения. Прежде чем приступить к измерению, мы должны выяснить, чем мы будем измерять, т. е. выбрать условную меру. Мы выбрали условной мерой ложку. Ложка должна быть полной, но не насыпаться с верхом. Измерение продолжаем до тех пор, пока не будет измерена вся крупа.
- Приступаем к измерению. Чтобы не забыть результат измерения откладывайте круги на верхнем ряду числовой карточки.
- Самира, ты измерила всю крупу? (нет только часть).
- Аксиния, сколько кругов ты отложила на верхнем ряду числовой карточки? (четыре).
- Что они обозначают? (что в салатнице было четыре столовые ложки крупы).
- Артем, у тебя, сколько кругов на верхнем ряду числовой карточки(7).Почему?
- Дарья, у тебя(5). Почему?
- Дети, правильно они измерили? (нет)
- Почему? (в салатнице четыре столовые ложки крупы, а у них получилось больше). Не соблюдали правило измерения (напоминаю правило измерения еще раз).
-А в стакане, сколько ложек крупы(4)Почему?
-В салатнице было четыре.
Итог. Сегодня мы измеряли объем банки, т. е. её вместимость условной мерой. Стакан с крупой, ложка с крупой – условные меры. Узнали, что банки, несмотря на разную высоту и толщину – имеют одинаковый объём. При измерении необходимо соблюдать правила измерения.
1. Прежде чем приступить к измерению, мы должны выяснить, чем мы будем измерять, т. е. выбрать условную меру.
2. Стакан должен быть полным, но не насыпаться с верхом.
3. Измерение продолжаем до тех пор, пока не будет измерена вся крупа.
-Перед вами палочки Кьюзинера. Необходимо составить из палочек ступеньки слева направо.
-Денис, сколько ступенек у тебя?
-Самира, проверь Дениса.
-Над каждой ступенькой проставьте соответствующую цифру.
-Аксиния, правильно проставил Данил?
-Какая по счету розовая палочка, если считать слева направо и справа налево?
-Какая по размеру самая последняя палочка и первая?
-Сколько единиц в пятой палочке?
-Проверьте.
-Белая палочка – это единица, в синей палочке –
Заключительная часть.
-Что мы сегодня с вами узнали?
-Узнали, что такое объем, условная мера, измерив объем крупы в банках выяснили, несмотря на разную форму банок, вместимость была у них одинаковая.