Любовь Николаевна
ОД по речевому развитию «Зима в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие диалогической речи, грамматического строя речи.
Задачи:
• Активизировать словарь по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, белка).
• Совершенствовать грамматический строй речи (употребление притяжательных прилагательных (волчий хвост, волчьи следы, лисий хвост, лисьи следы, беличий хвост беличьи следы, медвежий хвост, медвежьи следы, заячий хвост заячьи следы).
• Учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
• Закреплять в речи обобщающее понятие дикие животные.
Публикация «ОД по речевому развитию „Зима в лесу“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Приоритетная образовательная область (области) : речевое и познавательное развитие.
Планируемые результаты (исходя из цели и задач) :
Дети имеют представления о диких животных;
Дети употребляют в речи притяжательные прилагательные, предлоги (в, на, под, за);
Дети умеют образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
У детей сформировано обобщающее понятие дикие животные.
Целевые ориентиры: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Материалы и оборудование (материально-технический ресурс) :
для воспитателя – магнитофон, ноутбук, презентация, картинки с изображением диких животных и их детенышей, зимнего леса, карточки с изображением следов диких животных;
для детей – игрушки – дикие животные, раздаточные карточки, снежинка.
Содержание ОД по следующей структуре:
Введение в образовательную ситуацию.
Воспитатель:
Ты мой друг, и я – твой друг,
Как прекрасен мир вокруг,
Мы друг другу улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся!
Мотивирование к деятельности, совместная постановка цели.
Воспитатель:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома
К нам пришла (зима.)
-Как изменилась погода с наступлением зимы?
-По каким признакам вы догадались, что это зима?
Игра «передай снежинку»
У меня в руках снежинка. Тот, у кого она окажется в руках, должен назвать один из признаков зимы и передать следующему.
Примерные ответы детей: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, санки, сугробы, вьюга, гололед.
Воспитатель: Я вам сегодня отправиться на прогулку в зимний лес.
-Встаем на лыжи, возьмем палки покрепче. Вперед! Двигаемся на лесную полянку
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Встают на воображаемые лыжи, попадают на лесную полянку)
Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).
Воспитатель: Мы попали в зимний лес. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Как себя должны вести люди в лесу?
Дети: В лесу нельзя ничего ломать, разрушать. В лесу нельзя преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость
Воспитатель: Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети : В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.
Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).
Воспитатель: Животных в лесу много, но увидеть их непросто. Они очень хорошо научились прятаться от людей. Обратите внимание: в нашем лесу много разных следов. Они одинаковые?
Дети: нет.
Игра «Чьи следы»
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: Одни маленькие, другие большие. Одни узкие, другие широкие.
Воспитатель: следы очень разные и по величине и по рисунку. Как вы думаете, кто оставил вот этот след?
Дети: наверное зайка.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Они небольшие, длинные. Ведь у зайки длинные лапки.
Воспитатель: Постарайтесь внимательно посмотреть и догадаться, Чьи же это следы?
В лесу говорить нужно шёпотом, так как животные могут услышать, испугаться и убежать.
Воспитатель: По следам мы нашли белочку. Чьи следы были на вашей дорожке?
Дети: беличьи.
И так далее: дети находят по следам волка, лису, зайку, медведя. Отвечают на вопрос: чей след? Чьи следы?
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Всё укрыла, как пелёнкой,
Запушила снежным пухом-
Стало всюду пусто, глухо.
Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой. А каково зимой диким животным в лесу? Какая у них главная забота, как вы думаете?
«Кто где зимует?»
Воспитатель: (показывает слайд с изображением медведя) Кто это?
Дети: медведь.
Воспитатель: Это медведь. Он в берлоге крепко спит, и нельзя его будить. С осени свой жир копил, много ел и много пил. У медведя зимой одна работа- крепко спать и весны ждать!
Воспитатель: Где зимует медведь?
Дети: в берлоге.
Воспитатель: (показывает слайд с изображением белки) Кто это?
Дети: белка.
Воспитатель: Белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок,
Но зимою она меняется, и в шубку серую одевается.
Её приходиться прыгать, скакать, силы беречь, сохранять! Она всю осень дупло утепляла, пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас- орехи, ягоды, грибы, чтоб зимой не голодать
Воспитатель: Где зимует белка?
Дети: в дупле.
Воспитатель: (показывает слайд с изображением лисы). Кто это?
Дети: лиса.
Воспитатель: Лиса зимы не боится, в шубу тёплую наряжается, хвост красивый у неё какой- он ей нравится самой! Живёт в норе, там спит и отдыхает, а затем охотиться начинает. Ищет мышку полевую или живность какую, об этом, наверное мало кто знает, но и ей зимой трудно бывает. Иногда бегает целый день, а еды нет совсем.
Воспитатель: Где зимует лиса?
Дети: в норе.
Воспитатель: (показывает слайд с изображением волка). Кто это?
Дети: волк.
Воспитатель: А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу. Волк зимой очень злой. В одиночку не ходит: волки стаями бродят. Серые, худые, голодные, злые. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Зимует волк в логове.
Воспитатель: Как называется жилье волка?
Дети: логово.
Воспитатель: (показывает слайд с изображением зайца). Кто это?
Дети: заяц.
Воспитатель: как вы думаете, почему у зайца летом серая, а зимой белая шубка?
Ответы детей.
Воспитатель: Зайка зимой надевает белую шубку, чтобы хорошо спрятаться от серого волка, лисы, ведь не видно на белом снегу белого зайца). Заяц норы не делает. ОН живет под кустиком.
Откапывает себе ямку в снегу, а искать еду, он выходит вечером, чтобы его никто не видел.
Физминутка «Скачут зайки»
Совместное выполнение действии (первичное закрепление нового знания в речи).
Игра «Назови ласково»
Воспитатель:
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Давайте наших животных назовем ласково.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Волк – волчонок.
Медведь – медвежонок.
Заяц – зайчонок.
Задние «Покажи животное и расскажи о нем»
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, какие звери здесь спрятались.
(ребенок берет картинку и показывает животное, которое изображено на ней).
Медведь (какой) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит, ловит).
Интерактивная игра «Чей хвост?»
Воспитатель: Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Поможем зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»
Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
Воспитатель: Как вы думаете, у диких животных есть детеныши.
А как их можно назвать?
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Воспитатель: ну – ка встанем дружно в круг, поиграем с вами вдруг!
Игра «Кого не стало?»
(дети встают в круг, воспитатель предлагает детям закрыть глаза,
и убирает игрушку)
Кто убежал? (Волк).
Опишите волка, волк какой? (Сильный, крупный, злой, голодный, зубастый, серый.)
Кто спрятался? (Лиса). Опишите лису. Лиса какая? (Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая, красивая, осторожная, лукавая.)
Кто пропал? (Медведь) Опишите медведя, медведь какой?
Задание «Не ошибись»
Воспитатель: А сейчас будьте внимательны и расскажите мне:
Кто? юркнул в дупло
Дети: Белка юркнула в дупло
Кто? спрятался в нору
Дети: Лиса спряталась в нору
Кто? укрылся под кустом
Дети: Заяц укрылся под кустом
Кто? живет в логове
Дети: Волк живет в логове.
Где спит медведь:
Дети: медведь спит в берлоге.
Совместное подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Но прежде, чем мы вернемся, скажите, вам понравилось в зимнем лесу?
Расскажите, кого мы там встретили?
А как их всех можно назвать?
Что вам запомнилось больше всего?
Какие задания показались вам трудными?
Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь.