Наталья Кузьменко
ОД по речевому развитию «Звуковая культура речи «Звуки [Ч] и-[Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: дифференциация звуков -ч, -щ.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в правильном произнесении звуков -ч, -щ; расширять словарный запас.
Публикация «ОД по речевому развитию „Звуковая культура речи „Звуки [Ч] и-[Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развивающие : развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат; развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его; воспитывать культуру речи, стремление произносить правильно звуки.
Предварительная работа: разучивание логопедических стишков, дидактическое упражнение «Чья песенка?», дидактическое упражнение «Чистоговорки со звуками -ч и -щ», дидактическое упражнение «Назови ласково».
Используемый материал:
Демонстрационный: конверт с письмом, презентация «Буратино и золотой ключик», картинки с Паровозиком и Щеткой, картинки Чебурашка и Щенок, карта с заданиями.
Раздаточный: карточки с картинками на каждого ребенка (черепаха, часы, чайник, мяч, ключ, щука, щетка, ящик, овощи, щит и меч)
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева, и нашим дорогим гостям подарите свою улыбку. Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, для нашей группы передали конверт. Охранник конверт проверил, никаких взрывчатых и опасных веществ в нем нет и содержимое безопасно. Давайте посмотрим, что же в нем. (карта заданий «Золотой ключик», слайд с изображением Буратино и письмо)
Письмо Буратино.
Здравствуйте, ребята!
Я хочу, чтобы вы помогли моим друзьям – Чебурашке и Щенку. Они хотят попасть в страну знаний, но я куда-то спрятал золотой ключик и забыл. Я знаю, что вы умные, смелые и сообразительные ребята, и обязательно отыщите золотой ключик. Я отправляю вам карту, по которой вы сможете отыскать ключик от страны знаний.
Воспитатель: ребята, вы внимательно слушали то, о чем написал нам Буратино? Скажите, кому он просит помочь? А в какую страну Чебурашка и Щенок хотят попасть? А что спрятал Буратино от страны знаний? А как вы думаете, какая помощь нужна друзьям Буратино? Я думаю, что друзья Буратино, Чебурашка и Щенок хотят попасть в страну знаний для того, чтобы вы ребята научились различать звуки -Ч и -Щ.
Воспитатель: ну, что ребята, поможем Буратино и его друзьям? Давайте посмотри на карту заданий и приступим к их выполнению. Итак, первое задание со знаками вопроса, нам нужно будет отгадать загадки. (Слайды с загадками)
1. Будто тазик к верху – дном,
Крепкий панцирь
Кто же в нем?
Вдоль по берегу без страха
Шла большая… (черепаха)
2. Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
3. Этот маленький комок
В дом несется со всех ног
Нос наморщил и чихнул,
Папе руку он лизнул,
Я люблю тебя дружок,
Рыжий, маленький… (щенок)
4. В дом приходим – моем руки!
Ну, а туфли, ну, а брюки?
Не беда, легко и четко
Грязь убрать поможет… (щетка)
Воспитатель: молодцы ребята, как легко вы справились с первым заданием. Давайте посмотрим, какое следующее задание по карте. А во втором задании нужно будет определить чья песенка.
Дидактическое упражнение «Чья песенка?»
Воспитатель: если я покажу картинку паровозика, вы поете песенку паровозика, звук -ч. А если покажу картинку - щетка, то поете песенку щетки, звук -щ. Будьте внимательны! (игра повторяется 3-4 раза)
Воспитатель: Молодцы! Никто не ошибся! Звук -щ похож на звук -ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Так, посмотрите, Буратино предлагает нам немного отдохнуть и размяться. (слайд с физкультминуткой)
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: ребята, вот мы и подошли к следующему заданию. Посмотрите, здесь нарисованы картинки, нужно обычное слово сказать ласково.
Дидактическое упражнение «Назови ласково»
Мяч – мячик, ключ – ключик, щетка – щеточка, щенок – щеночек, часы – часики, ящик – ящичек, мама – мамочка, папа – папочка, кошка – кошечка, утка – уточка, елка – елочка. (слайды со словами и картинками)
Воспитатель: молодцы ребята, и с этим заданием мы справились. Какое же следующие задание, давайте посмотрим на карту. Посмотрите на карте нарисован волшебный мешочек.
Дидактическое упражнение «Волшебный мешочек» (определить какой звук есть в слове на картинке)
Черепаха, часы, чайник, мяч, ключ, щука, щетка, ящик, овощи, щит и меч.
Воспитатель: ребята вот и приблизились мы к финальным заданиям нашего Буратино. Посмотрите на карте нарисованы какие - то знаки, я думаю, что это волшебные слова, которые нужно произнести, чтобы мы смогли добраться до золотого ключика, который потерял Буратино. (слайд с чистоговорками)
Дидактическое упражнение «Чистоговорки со звуком -ч и -щ»
Ча-ча-ча – к Тане вызвали врача.
Ща-ща-ща – в речке я поймал леща.
Чо-чо-чо- солнце греет горячо.
Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу.
Че-че-че – сидит кошка на плече.
Що-що-що- мы хотим играть еще.
Чу-чу-чу – нам купили по мячу.
Щи-щи-щи – мама нам готовит щи.
Воспитатель: Ребята, скажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, а вот и последнее задание нашего Буратино, посмотрите на столе лежат картинки, которые мы достали из Волшебного мешочка, в их названиях которых встречаются звуки -ч и -щ, возьмите их пожалуйста. Сейчас вы будете дарить эти картинки Чебурашке и Щенку. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку? (черепаха, часы, чайник, мяч, ключ, щука, щетка, ящик, овощи, щит и щит)
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями нашего Буратино. Посмотрите на карте изображен сундучок, ребята, а вы не видели в группе сундучок? Давайте внимательно осмотримся. Да вот же он. Ну, что проверим, что находится в сундучке? Посмотрите, да, это же золотой ключик, который потерял Буратино. Ребята, а вы знаете, что это не простой ключик, а ключик от Страны Знаний. Я хочу вручить его вам, и смотрите никогда его не теряйте.
Воспитатель: А сейчас мы вспомним, какие звуки мы сегодня с вами научились различать? Чем вам больше всего понравилось заниматься? А что для вас было самым трудным? Спасибо вам дорогие ребята, вы все у меня самые умные и самые хорошие.