Татьяна Суворова
ООД по развитию речи в средней группе «Зимний сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие связной, диалогической и монологической речи.
Задачи:
Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.
Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.
Методы
Словесные:
Публикация «ООД по развитию речи в средней группе „Зимний сундучок“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Художественное слово: загадки, беседа о признаках зимы.
Наглядные:
Использование подарков от зимы – снежинка, снеговик; зимние картинки
Практические:
Игровой момент – сундук - подарок с письмом от Зимушки- зимы
Игра «Приветствие»
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»
Физкультминутка «Снежки»
Дидактическая игра «Зимние слова»
Ход ООД
Приветствие
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется,
Доброе утро!
Ребята, когда я шла к вам в группу, увидела сундучок. А на нем письмо! Интересно вам узнать, что это за письмо? Тогда давайте присаживайтесь на стулья, а я вам прочитаю!
«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок откроется и вы найдете в нем мои подарки.
Загадка
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, деревья одеваю,
Белю поля, дома, а зовут меня …. (зима)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю?
Ответы детей.
Воспитатель: Наша русская зима похожа на снежное царство (картина)
Аудиозапись волшебное превращение.
Ребята! Наш сундучок открылся!
Зима передала нам снежок, сейчас мы с вами поиграем в снежки!
Но, сначала мы их сами сделаем!
Пальчиковая игра «Бумажные листочки»
Мы бумажные листочки начинаем мять в ладошках
Посмотрите, посмотрите, на бумажные комочки
Можно с ними поиграть, как снежки их покидать!
По очереди бросаем снежок в корзинку и называем зимние слова.
Ты вставай, дружок, в кружок и лови скорей снежок!
-Что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, морозная, белоснежная, красивая, пушистая)
А еще зиму называют лютой, суровой.
-Снег зимой, какой?
(белый, пушистый, серебристый, холодный, мокрый, глубокий, липкий, чистый, воздушный)
-Снег что делает (лежит, падает, кружится, скрипит, тает, ложится)
А еще снег тает, когда теплая погода.
Молодцы, хорошо описали зиму!
Аудиозапись волшебное превращение.
Сундучок открывается, волшебство появляется!
Загадка
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …. (снежинки)
Воспитатель: Ребята, скажите, какая бывает снежинка? (красивая, маленькая, ажурная, легкая)
Воспитатель раздает детям снежинки.
Давайте поиграем со снежинками.
Гимнастика для глаз
Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели -дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели-глазки влево посмотрели
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал
Дети глазки закрывают, наши глазки отдыхают.
Развитие дыхания и силы голоса.
Подул холодный ветерок, снежинки закружились в танце (Напомните, как это надо делать: вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем, дети дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).
Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.
-Покажите голосом, как ветер усиливается.
- Как вьюга затихает.
Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом (дети «греют» руки теплой воздушной струей х-х-х).
Аудиозапись волшебное превращение.
Ребята, давайте посмотрим, какой же еще сюрприз для нас приготовила зимушка-зима!
Слушайте загадку:
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко поставили морковку!
Воспитатель: Ребята, в сундучке кто- то шевелится! Да это же Снеговик!
Снеговик приглашает нас на прогулку!
Д/игра «Собираемся в лес».
А какую одежду нам нужно одеть? Почему?
- Мы можем в туфельках пойти гулять? А в футболке, шортиках? Почему?
Физкультминутка «Прогулка в лес»
Мы на лыжах в лес идем, поднимаемся на холм
Палки нам идти помогут, будет легкою дорога
Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит, снег летит, летит, летит!
По опушке зайка скачет, словно белый, мягкий мячик,
Раз-прыжок, два-прыжок, вот и скрылся наш дружок!
Ах, как здорово кататься, но пора нам заниматься!
-Какой же он веселый, снеговик! Снеговик принес нам зимние картинки! Посмотрите, они оказались на нашей доске! Назовите, что нарисовано?
(снежинка, сосулька, горка, лед, сугробы, ветер, снежки, снегопад, солнце, снеговик)
-Отгадайте и покажите, что я задумала?
-Зимой светит, но не греет (солнце);
-Пушистая, легкая, воздушная (снежинка);
-Кусочек льда висит на крыше (сосулька);
-Явление, когда много-много снежинок падает на землю (снегопад);
-Они появляются на земле после снегопада (сугробы);
-Круглые, крепкие, гладкие, но совсем не сладкие (снежки);
-Пронзительный, холодный, сильный… (ветер);
-Крепкий, твердый, прозрачный… (лед);
-Дети взяли санки, ледянки, ватрушки и пошли на… (горку);
-И слепила детвора друга посреди двора (Снеговик)
-А теперь давайте сравним эти зимние слова с другими предметами
-Солнце желтое, как (лимон)
-Снежинка пушистая, как (цыпленок)
-Сосулька холодная, как (мороженое)
-Сугробы воздушные, как (вата)
-Снежки белые, как (облака)
-Ветер сильный, как (богатырь)
-Лед прозрачный, как (стекло)
На картинки посмотрите и запоминайте, я сейчас их все закрою, а вы вспоминайте!
-Дети, по- желанию называют зимние слова, кто, сколько запомнил
«Ребята, я так долго стоял на снегу, что даже примёрз. Хочу немного подвигаться. Поможете мне?»
Физкультминутка.
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам)
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать (топают ногами)
И ладошками похлопать (хлопают)
С неба падают снежинки, (плавные движения руками перед собой)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (хватательные движения руками над головой)
И покажем дома маме (показывают ладони)
А чтоб было, что показать маме, давайте нарисуем самое красивое зимнее явление природы- снегопад!
(Дети на синей бумаге белыми восковыми мелками рисуют снежинки, после занятия все работы соединяются в один большой лист и вывешиваются в родительский уголок)
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, вспомнили много красивых слов о зиме, выполнили все ее задания!