Любовь Кребс
ООД по развитию речи дошкольников старшей и подготовительной группы на материале сказки «Три медведя»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по развитию речи дошкольников старшей и подготовительной группы на материале сказки"Три медведя"
Цели:
• Обучающие:
- развивать нравственно-этический словарь детей;
- активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;
Публикация «ООД по развитию речи дошкольников старшей и подготовительной группы на материале сказки „Три медведя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Три медведя», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
- отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных)
- учить подбирать синодические и антомические ряды, однокоренные слова;
- обучать использованию в речи описательных рассказов.
• Воспитательные:
- воспитывать доброту, отзывчивость, учить бережно относиться ко всему;
- обучать понимать свои чувства и чувства других людей;
- обучать передаче заданного эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.
• Коррекционные:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать мыслительные процессы.
Оборудование: Оформление зала «Сказочный лес» : избушка, печка с атрибутами старинной избы; предметные картинки диких животных и их детенышей; разрезные картинки по сюжетам сказок; маска медведя; предметные картинки для загадок; игрушечные инструменты.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя»;
разучивание детьми загадок; подготовка рассказов- описаний.
Воспитатель: Дети, сегодня мы будем говорить о сказках, помогать сказочным героям, будем оценивать их поступки, учиться правильно и красиво говорить. Я предлагаю вам побывать в сказочном лесу.
Чтобы в нем очутиться, нужно сказать следующие слова :
Я на ножке покручусь В сказочном лесу окажусь!
Вот мы и в сказочном лесу. Что вы видите?
Дети: Деревья, избушку, печку.
Воспитатель: Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этом лесу?
Дети: Волк, заяц, медведь, лиса.
Воспитатель: А теперь изобразим этих героев.
«Театр зверей»
Дети под музыку ходят по кругу, изображая движения и повадки животных: волка, лисы, зайца.
Медведь
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот его кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
— Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Воспитатель: Дети, смотрите: избушке стоит короб. Что же там внутри? (Достает из короба письмо.) Вот что тут написано: «Дорогие ребята! Помогите нам. Злой волшебник проник в наш лес и перепутал все сказки и всех сказочных героев». Поможем сказочным героям?
Дети. Да!
Задание 1. Злой волшебник перепутал добрых и злых героев. Помогите разобраться.
Волк — злой.
Красная Шапочка — добрая.
Змей Горыныч — злой.
Иван-царевич — добрый.
Колобок — веселый.
Баба Яга — злая.
Задание 2. Злой волшебник перепутал сказки. Соберите правильно картинки и назовите сказку.
Дети получают разрезные картинки к сказкам «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь».
Задание 3. Отгадайте, о какой сказке идет речь в загадке :
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя.)
Задание 4. Игра «Назови семейство»
Медведь — медведица — медвежонок.
Волк — волчица — волчонок.
Лис — лиса — лисенок.
Заяц — зайчиха — зайчонок.
Еж — ежиха — ежонок.
Белка — бельчонок.
Задание 5. Игра «Чей предмет?»
Большая ложка — медведя, а маленькая ложечка — медвежонка.
Большая чашка — медведя, а маленькая чашечка — медвежонка.
Большой стул — медведя, а маленький стульчик — медвежонка.
Большая кровать — медведя, а маленькая кроватка — медвежонка.
Задание 6. Антонимы
Большой — маленький.
Высокий — низкий.
Голодный — сытый.
Открыть — закрыть.
Пустой — полный.
Громко — тихо.
Тонкий — толстый.
Сломанный — отремонтированный.
Задание 7. Синонимы
Воспитатель: Дети, смотрите, здесь что-то спрятано под платком. Давайте назовем эти предметы так, как их называют в сказках и как мы называем их сейчас.
Изба — дом.
Горница — комната.
Похлебка — еда.
Миска — тарелка.
Печка — плита.
Шаль — платок.
Деревянная ложка — металлическая ложка.
Лавка — стул.
Задание 8. Игра «Подбери слова-родственники»
Воспитатель: А теперь подберите слова-родственники к словам «лес» и «медведь».
Дети. Медведь, медведица, медвежонок, медвежий.
Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.
Задание 9. Составление рассказов-описаний
Медведь
Медведь — дикое животное. Он обитает в лесу, спит зимой в берлоге. У него есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть. Медведь любит малину, мед. Детеныша зовут медвежонок. Медведь рычит.
Кровать
Кровать — это мебель. Она стоит в спальне. У кровати есть место для лежания, спинки, ножки. Кровати делают из дерева. Кровать нужна, чтобы спать.
Ложка
Ложка — это посуда. С ее помощью едят первые блюда. Ложки делают из металла.
Они бывают столовые, десертные, чайные и кофейные.
Логопед. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «У медведя во бору».
У медведя во бору Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Все на нас рычит.
Задание 10. Отгадывание загадок
Воспитатель: Ребята, а какие загадки вы знаете о тех предметах, которые встречаются в сказке «Три медведя»?
Если я пустой бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка.)
Это комната для сна,
В ней обычно тишина.
В уголке кровать стоит, Рядом с ней ночник висит.
(Спальня.)
Бабушка пирог печет, Запах в комнату идет,
От игрушек отвлекает И работать мне мешает.
(Кухня.)
Кто в берлогу спать ложится, Волк, медведь или лисица?
(Медведь.)
Меня узнайте, кто же я?
И создана я для питья,
За ручку все меня берут Из меня чай, кофе пьют.
(Чашка.)
Мы В нее щи и бульон наливаем,
Моем её и вновь наполняем.
Если бы ей улететь довелось,
Трудно бы нам без нее бы
пришлось. (Тарелка.)
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя.
(кровать).
Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на. (стуле).
С пирогами чай попьем За обеденным. (столом).
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешками,
Петю — сыроежками,
Катеньку — малинкой,
Ваню — хворостинкой.
(Лес.)
Задание 11. Игра «У медведей в горнице»
Выставляется большая сюжетная картинка. Дети отвечают на вопросы, обязательно используя предлоги.
Какие герои изображены на картинке?
Что стоит на столе?
Что лежит на кровати?
Что висит над кроватью? Что нарисовано справа на картинке?
Что нарисовано слева на картинке?
Что висит на гвозде?
Кто сидит в середине?
Кто сидит справа от Настасьи Петровны?
Кто сидит слева от Настасьи Петровны?
Задание 12. Игра «Помоги
Маше починить стул»
Воспитатель: Возьмите то, что поможет Маше починить стул. (Молоток, зубная щетка, гвозди, нож, вилка, карандаш, ручка.) Дети, ответьте на мои вопросы:
1. Куда пошла девочка? Зачем?
2. Была ли она трудолюбива?
3. Куда попала девочка?
4. Как она себя там вела?
5. Как отнеслись к ее поведению медведи?
6. Испугалась ли девочка медведей?
7. Правильно ли девочка себя вела?
8. Дети отвечают полными предложениями.
Задание 13. Знакомство с пословицами
Доброму гостю и хозяин рад.
Будь приветлив, не будь назойлив.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, где мы сегодня побывали, о какой сказке беседовали?
Дети отвечают.