Галина Сафонова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательная область: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Обучающие: Расширить знания детей о птицах. Закрепить знания о перелетных птицах. Закрепить обобщающие понятия. Обучать развернутому высказыванию. Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Упражнять детей в ориентировке в пространстве.
Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Методы и приемы: Наглядные, словесные, игровые, ИКТ.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов, загадок о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, пальчиковые, дидактические, подвижные игры.
Оборудование: Презентация по теме: «Перелетные птицы», макет дерева с гнездом и скворечником, наголовники птиц, мяч, обручи, медали «Друг птиц».
Ход
Организационный момент.
Воспитатель: Дети, встанем дружно вместе в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре,
смело, четко говорим, и тихонечко сидим.
Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.
Назовите приметы весны. (Игра с мячом)
Приметы называете, начиная своё предложение со слова весной…Слайд № 2
Весело аукнула из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор. Слайд № 3
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес, но в лес не настоящий, а вот в этот, что расположился в нашем зале. Но прежде, чем войти в лес, давайте вспомним «Правила поведения в природе». Слайд №4
Не рви и не топчи полевые цветы.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не разоряй птичьи гнёзда.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не лови бабочек и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Не разводи костёр.
Не оставляй мусор в лесу.
- Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!» Слайд №5
От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
Расскажите по схеме всё, что мы знаем о птицах. Слайд № 6.
Весной прилетают птицы, как называются эти птицы? (Перелетные).
Почему их так назвали? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).
Почему птицы улетают осенью?
Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми.
Но осенью насекомые исчезают. Птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждают улетать в теплые края.
Значит, что страшнее птицам зимой — холод или голод? Конечно же, голод. Ведь зимующие птицы, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, сороки, синицы — переносят зимние холода.
А почему они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых клевать, но основная их пища — семена растений.
Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
В какое время года они возвращаются? (весной)
Пришло время расколдовать наших птиц и помочь им найти свое гнездо.
Задание: отгадать загадку, рассказать об этой птице, если вы все правильно расскажите о них, то услышите, как они поют.
1. Чёрный, проворный ходит по полю. Кричит «Крак», всем червякам враг. Слайды №7, 8, 9.
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»
2. На шесте весёлый дом с круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, дом качает ветер. На крыльце поёт отец – он и лётчик, и певец. Слайды № 10,11,12.
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»
3. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный. Лепит домик под окном из травы и глины. А наступят холода, в небо вновь. Эта птица перелётная) зовётся. Слайды №13,14,15
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»
4. Это старый наш знакомый, он живёт на крыше дома. Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. Слайды №16,17,18.
«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»
5. Не ворона, не синица. Как зовётся эта птица? Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку». Слайды № 19-20.
Кукушка – крупная птица. Оперение серовато-пёстрое, благодаря ему, кукушка незаметна среди кроны дерева. Кукушка не строит своего гнезда и сама не выводит птенцов, она подбрасывает своё яйцо в гнёзда других птиц. Питается насекомыми, червяками, гусеницами. Кукушка – перелётная птица.
6. Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растении Слайды № 21,22,23. Его и песни и полёт вошли в стихотворения.
«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»
7. Под дождём она гуляет, щипать травку обожает. Слайды № 24,25,26. «Кря» - кричит, всё это шутка. Ну, конечно, это (утка).
«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.
8. Встали братья на ходули, ищут корма по пути. Слайды № 27,28,29. На бегу ли, на ходу ли им с ходулей не сойти.
«Журавль – крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой. Ноги очень длинные с четырьмя пальцами. Живёт на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями, мелкой рыбой, корешками. Гнёзда вьют прямо на земле.
Воспитатель: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А кого же не хватает в гнездах?
Звучит музыка. Появляется Ученая Птица, машет крыльями, в руке – портфель.
Учёная Птица : Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.
Воспитатель: Кто Вы такой?
Учёная Птица : Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?
Дети: Птенцами.
Учёная Птица : Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?
Дети: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.
Учёная Птица : Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной. Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы вам споют весеннюю песенку.
Игра «Какая птица лишняя?» Слайды № 30-31
Игра «Перелётные птицы» Слайд № 32
• какие птицы поселились на дереве?
• какая из птиц сидит на дереве высоко?
• какая из птиц сидит на дереве внизу
• что находится справа от дерева?
• что расположено слева от дерева?
• что мы видим сзади дерева?
• где стоит аист?
• где сидит ласточка?
Учёная Птица : А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.
Игра «Птицы, гнезда, птенцы».
Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.
По команде «Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. ( Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы)
Воспитатель. : Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам. Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес. Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика. Скворечник
Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг
Воспитатель: Построим скворечник. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру берем сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!
Воспитатедь: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели. Слайд № 33
Учёная Птица : Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Заслуживаете награды, награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами. До свидания! (улетает).
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес. Много нового и интересного мы с вами узнали и вспомнили. А теперь можно отправляться домой.
- Ребята, а что в сегодняшней работе вам показалось самым трудным?
- Что было самым интересным?
Воспитатель: Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали и сказали - «Молодец».