Татьяна Русяйкина
ООД по ознакомлению с окружающим миром «Как жили наши предки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к истории родного края, национальной культуре и быту мордовского народа.
Задачи:
Продолжать знакомить с экспонатами мини-музея ДОО. Расширять знания о национальных особенностях культуры и быта мордовского народа. Обогащать словарь названиями предметов быта.
Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, их труду и быту.
Публикация «ООД по ознакомлению с окружающим миром „Как жили наши предки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа. Чтение народных сказаний, сказок, былин, произведений мордовских писателей. Рассматривание иллюстраций о родном крае. Слушание мордовских народных мелодий. Лепка мордовских игрушек и посуды. Беседы о бересте, предметах быта, изготовленных из бересты; «Почему вещи, предметы попадают в музей?» Игры на прогулке: «Раю-раю», «Салки», «Круговой». Дидактические игры: «Чье жилище?», «Чей узор?», «Одень куклу».
Организованная образовательная деятельность проводится в мини-музеи ДОО.
Материал: экспонаты мини-музея: печь, старинный сундук, льняная рубаха, полотенце, кусок окрашенной ткани, лапти, утюг, веретенце.
Ход ООД
Звучит мордовская народная мелодия. Выходит девочка в мордовском национальном костюме и приветствует гостей.
- Здравствуйте, гости дорогие! Я девочка-мордовочка. Зовут меня Важена. А как вас зовут? (Дети называют свои имена.)
Воспитатель: Важена сегодня вновь предлагает нам отправиться в мир музея и продолжить знакомство с предметами и вещами, которые здесь хранятся.
Воспитатель: Жила-была в одной деревушке вот такая же девочка, как Важена. Жила она с родителями, братьями и сестрами. Вместе с ними жили бабушка и дедушка. В их старой избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала вот такая печка. В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке. К тому же, печь обогревала избу, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, раньше даже мылись. На печке любили спать старики и ребятишки. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами! Назовите, пожалуйста, какие мордовские сказки вы знаете?
Дети: «Чучело в перьях», «Перя-богатырь», «Сыре-варда», «Дуболго-Пичай», «Девочка с веретенце».
Воспитатель: Замечательно! В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него- простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было. Этот угол назывался «красным», то есть красивым. Здесь что-то стоит?
Дети: Большой красивый сундук.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, для чего он предназначался раньше?
Дети: В нем хранили одежду.
Воспитатель: И не только одежду. Давайте откроем сундук и посмотрим, что тут у Важены хранится.
Воспитатель открывает сундук, по очереди достает предметы, беседуя о них с детьми.
-Сколько здесь разных вещей! (Достает утюг). Ребята, скажите мне, пожалуйста, что это такое? И для чего, как вы думаете, предназначалась эта вещь?
Дети: Это утюг. Им гладили одежду.
Воспитатель: А как им гладили. Ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было.
Дети: Нагревали на углях.
Воспитатель: Правильно. Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге (демонстрирует детям) и раздували для того, чтобы утюг нагревался. А затем гладили. Вы тоже сейчас можете попробовать.
- Воспитатель достает льняную рубаху. Как вы думаете, что это у меня в руках?
Дети: Рубашка.
Воспитатель: А вы знаете, из чего сделана эта рубаха? Давайте потрогаем ее. Обратите внимание, ткань прохладная. Полотно сделано из удивительного растения-льна. В таких рубахах летом было не жарко, а зимой тепло. Льняное полотно «дышит», пропускает воздух в отличие от современных синтетических тканей. И к тому же еще оно очень прочное.
- И в давние времена людям хотелось одеться красиво. Тогда они придумали окрашивать в различные цвета ткани, которые крестьянки делали дома. (Демонстрирует кусок ткани.) Для получения красок люди научились использовать растения: василек, зверобой, чернику, листья бузины и березы, кору дуба, шелуху лука. Скажите, пожалуйста, каким цветом будет ткань, окрашенная с помощью василька; окрашенная с помощью черники; с помощью шелухи лука. (Ответы детей.)
Достает из сундука узорные вышитые полотенца.
Воспитатель уточняет у детей что это за вещь. Да, перед вами я держу полотенца. Их тщательно берегли и передавали по наследству. Полотенца дарились на свадьбе жениху и его родственникам. Женщины проводили долгие часы за работой, овладевая всеми видами вышивки и узорного ткачества.
Достает из сундука веретенце и комментирует.
- После работы крестьянки садились и начинали из чистого волокна прясть нитки. У меня в руках один из предметов, который для этого нужен. Может быть вы назовете что это за предмет?
Дети: Веретено.
Воспитатель показывает, куда привязывается кудель, как работает веретено.
- А как выдумаете, ребята, с какого возраста девочки учились прясть? (Ответы детей.)
- Мамы сажали своих дочерей за прялку с 5 лет, а папы делали для своих дочерей вот такие маленькие прялочки. Сейчас Важена нам покажет как она умеет прясть.
Воспитатель: Умничка! Спасибо! Недаром в переводе с эрьзянского твое имя означает-трудолюбивая.
Воспитатель достает из сундука лапти и уточняет у ребят, что это за вещь.
Дети: Это лапти.
Воспитатель: Веками самой типичной обувью были лапти. Их плели из лыка-коры липы. Правда, иногда использовали кору дуба или березы. Для того чтобы сделать одну пару лаптей, надо было содрать кору с трех-четырех деревьев. Представляете, сколько было погублено деревьев.
На ногах лапти держались с помощью простых веревок. Их обматывали вокруг ноги. Лапти не промокали, и в них не было холодно. Вот только снашивались они очень быстро. В наше время лапти не более чем приятный сувенир.
- Все, что вы увидели, ребята, это старинные вещи, и их осталось совсем немного. А те, которые еще остались, хранятся в музее. У нас в городе тоже есть музеи. Это музей мордовской народной культуры и республиканский краеведческий музей им. И. Д. Воронина. В выходные дни вы с родителями их можете посесить.
Дети благодарят Важену за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.