Родимова
Конспект ООД по ФЭМП «В царстве Королевы Математики» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года в соответствии с программными требованиями по ФЭМП в возрастной категории 6-7 лет.
Задачи:
Образовательные:
-уметь называть предыдущих и последующих соседей числа;
-состав числа в пределах 10 из монет;
-понятие «Десяток», образование чисел 2-го десятка, умение записывать числа 2-го десятка;
-продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП „В царстве Королевы Математики“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
-закрепить знания детей с понятием циферблат часов, минутной и часовой стрелкой, сформировать представления об определении времени по часам;
-закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
-закрепить знания детей о объёмных и плоских геометрических фигурах;
-закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
-закрепить умение моделировать из геометрических фигур цифры;
-закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
-закрепить умение различать понятия: выше – ниже, слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, мышление, память, расширять словарный запас и
активизировать лексику дошкольников;
- закреплять умение формировать свои ответы на заданный вопрос;
-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
-развивать смекалку, зрительную память, воображение;
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельность;
-воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга;
-воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа: решение математических задач на ООД, графический диктант, раздача геометрических фигур перед ООД, отгадывание загадок, решение логических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия
Методические приё мы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ ООД.
Приёмы руководства деятельностью детей :
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей : игровая
ситуация.
2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД : дидактические
игры, задачи на логическое мышление.
3. Приёмы организации практической деятельности детей : беседа, показ, объяснение, моделирование.
4. Приёмы поддержания интереса у детей : игра, показ.
5. Приё мы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.
Место проведения: групповая комната
Интеграция образовательных областей:
Познавательная, речевая, физическая, социально-коммуникативная
Оборудование: Письмо с карточками-заданиями, картинка «Расположение предметов», образец-схема «Танграм», картинка ключа (графический диктант, плоские и объёмные геометрические фигуры, часы, задачи – шутки, «пропуск в школу», магнитофон, доска, мольберт, аудиозапись физминутки.
Раздаточный материал : карточки с недостающими цифрами, монеты с достоинством (1,2 и 5 рублей, счётные палочки, резиночки по 2 шт., танграм, лист бумаги в клетку, карандаши (простой, красный и синий) на каждого ребёнка.
Ход ООД
1. Организационный момент.
Активизация внимания.
Молодцы ребята, а теперь
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, нам пора заниматься, посмотрите на часы?
Воспитатель: Сколько время они показывают?
Дети: 9 часов.
Воспитатель: В этом время в детском саду начинаются занятия
Воспитатель: Что есть у часов?
Дети: На всех часах есть циферблат с цифрами от 1 до 12. Есть стрелки
Воспитатель: Чем отличаются стрелки?
Дети: Длиной
Воспитатель: Что вы можете рассказать про стрелки на часах?
Дети: Короткая часовая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты - минутная.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Назовите лишнее слово в ряду слов:
зима, среда, лето, осень;
Дети: Среда-это день недели.
Воспитатель: Который по счёту?
Дети: Пятый.
Воспитатель: Какой день недели будет завтра?
Дети:
Воспитатель: Который по счёту?
Дети:
Воспитатель: Какой день недели был вчера?
Дети:
Воспитатель: А сколько дней в недели?
Дети: 7 дней.
Воспитатель: плюс, минус, весна, равно;
Дети: Весна-это время года.
Воспитатель: А сколько месяцев в году?
Дети: 12 месяцев.
Воспитатель: утро, треугольник, квадрат, многоугольник.
Дети: Утро-часть суток.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Дети, заканчивается учебный год, скоро вы навсегда покинете эти стены.
Но куда же вы пойдете после детского сада?
Дети: В школу
(Стук в двери, открыв дверь находит письмо, воспитатель или ребёнок читает письмо).
Воспитатель: Ой, ребята, а нам письмо. Прочтём его и узнаем от кого оно. (Читает ребёнок).
«Дорогие дети, я знаю, что вы очень хотите пойти в школу. Но все ли из вас к этому готовы? Это предстоит выяснить. И те, кто справится с моими заданиями, ПОЛУЧАТ ПРОПУСК В ШКОЛУ! Ваша Королева Математики».
Воспитатель: Ну что, будем выполнять задания или ещё на год останетесь в саду?
Дети: Будем.
Воспитатель: Я тоже думаю, что вы со всем справитесь! Вы ведь у нас умные, находчивые и смелые!
ІІ. Основная часть.
1. Задание «Отвечай – не зевай»
Воспитатель: Итак, Королева математики предлагает нам поиграть в игру «Отвечай – не зевай». Поиграем? Правила очень простые. Я задаю вопрос – вы на него отвечаете. Готовы? Начнём.
Воспитатель: Назови последующее и предыдущее число названному числу.
Педагог на карточках показывает детям числа: 9, 4, 3, 11, 17, 19…
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какая цифра потерялась?
Воспитатель: Георгий, напиши цифру, которая потерялась…
Дети: (один ребёнок работает у доски, остальные на местах)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием!
2. Задание Игра «Монетки»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним: как называются деньги нашей страны?
Дети: Рубли и копейки.
Воспитатель: Что обозначает герб на монете?
Дети: Страна, из которой монета.
Воспитатель: Что обозначают цифры на монете?
Дети: Достоинства монеты.
Воспитатель: Ребята, нужно набрать ровно 10 рублей. Есть монеты номиналом 1, 2 и 5 рублей. Сколькими монетами это можно сделать?
Перечислить все возможные варианты.
Дети: (дети работают на местах)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вами сегодня очень довольна. Вы ответили верно.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю отдохнуть нашим глазкам и сделать гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика «Детский сад»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
3. Задание «Угадай, где нахожусь» (рассматривание картинки)
Воспитатель: Дети скажите, где находится предмет (слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом).
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием.
4. Задание «Весёлая сказка»
Воспитатель: Сейчас, ребята, я расскажу сказку. Вам нужно будет выкладывать палочки тогда, когда вы услышите название животного. Но вы считаете не животных, а их лапки. Сколько лап – столько палочек. Слушайте сказку:
«Жил был Ослик. Как-то утром выглянул он в окно и увидел, что на улице прекрасная погода, и ему захотелось пойти погулять. Вышел он на улицу и увидел своего друга Щенка. Там они играли в прятки. Им было так весело, что они не заметили, как к ним прилетела ворона, подползла змея, подошел ежика. Играли долго до самого вечера. Стало совсем темно. Пора домой! Первый ушёл щенок, потом убежал ёж, потом улетела ворона и ушёл сам ослик».
Воспитатель: Ребята, кто остался на полянке? Сколько палочек у вас осталось?
Дети: Змея и осталось 10 палочек.
Воспитатель: На следующее утро Ослик перевозил из лесу хворост в вязанках. В каждой вязанке было по 10 хворостин. Вдруг вязанки развязались и рассыпались. Предлагаю вам собрать палочки – хворост по 10 штук в каждой, т. е. десятками и связать их резиночками. Мы сможем узнать сколько десятков хвороста было у Ослика.
Дети: 2 десятка.
Воспитатель: Молодцы.
Дети, а вы знаете, что Королева Математики дружит с Королевой музыки? Ведь танцевать, не зная элементарной математики очень сложно. Вот вы, когда учите новый танец, что делаете?
Дети: Считают, задают ритм счётом.
Воспитатель: Вот поэтому следующее задание у нас танцевальное.
5. Задание «Танцевальная физминутка» (под музыку)
6. Задание «Минутка для шутки»
Воспитатель: После танца, какое у вас настроение? Замечательно, а сейчас приготовьте свои ушки и слушайте внимательно. В следующем задании нас ждут хитрые задачки:
-Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?
Дети: 7 кг
-Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?
Дети: По 2 часа
На дубе 7 веток, на каждой ветке по три шишки. Сколько шишек на дубе?
Дети: На дубах шишки не растут
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
Четыре яйца варятся 4 минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
Задание 7 «Геометрия»
Воспитатель: Дети, а что такое геометрия? Геометрия – это страна, где живут геометрические фигуры. Тогда нам надо торопиться. Ребята, Королева Математика в письмо вложила ещё вот такое задания.
Игра «Прятки». (На столе стоит куб, лежит шар, круг, квадрат и лист бумаги.
Помогите предметам спрятаться, используя только то, что лежит на столе.
Дети: выполняют задание, прячут круг и квадрат под лист бумаги.
Воспитатель: Кому удалось спрятаться?
Дети: Квадрату, кругу.
Воспитатель: Кто спрятаться не мог? Почему?
Дети: Куб, шар, потому что большие, объёмные.
Воспитатель уточняет: куб и шар - объёмные, а круг и квадрат-плоские.
Какие ещё плоские фигуры вы знаете?
Дети: Треугольник, овал, прямоугольник, четырёхугольник. (Демонстрация картинок).
Воспитатель: Какие ещё объёмные тела вы знаете?
Дети: Цилиндр, конус, параллелепипед, пирамида.
Воспитатель: Ребята, обведите красным карандашом плоские фигуры, а синим-объёмные.
Дети: выполняют задание на листочках.
Воспитатель: Отлично справились с игрой в прятки.
Задание 8. «Мастерилки»
Воспитатель: Появилась эта игра в Китае более 4000 лет назад. У одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7 геометрических фигур, назвали «Доской мудрости», а фигурки-танами.
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы будете выполнять работу по схеме и попробуем составить цифру 9, чтобы перейти к следующему заданию.
Дети: составляют цифру 9 из геометрических фигур.
Воспитатель: Молодцы, мы справились отлично и с этим заданием.
Задание 9 «Задача»
Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.
1. Как называется та часть задачи, в котором о чем-то спрашивается, есть неизвестное? (Вопрос)
2. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается? (Условие)
3. Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? (Ответ)
4. Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное? (Решение)
5. Как одним словом назвать то, что объединяет в себе условие, решение, вопрос, ответ? (Задача)
Воспитатель: Ребята, можно ли решить эту задачу: «На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был номер у машины?»
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Как надо изменить вопрос?
Дети: Сколько машин осталось?
Воспитатель: Придумайте сами задачу.
Нужно самостоятельно составить задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько стало?». Каким действием будем решать задачу? (Сложением).
Нужно самостоятельно составить задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько осталось?». Каким действием решим эту задачу? (Вычитанием).
Дети: составляют задачи.
Задание 9. «Графический диктант»
Воспитатель: Ну вот, у нас последнее задание.
Взяли листочек в клетку, приготовились и слушаем внимательно.
Диктант: 3-влево, 1-вниз, 1-влево, 2-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1- вправо, 5-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-вправо, 2-вниз, 1-вправо, 1-вверх, 2- вправо, 1 –вверх, 2-влево, 1-вверх, 2-вправо, 1-вверх, 2-влево, 4- вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1 – вправо, 2-вверх, 1-влево, 1- вверх.
Воспитатель: Проверяем. Что у вас получилось?
Дети: Ключик. Правильно ребята, это ключик. Вы все первого сентября пойдёте в школу, где с помощью этого ключа откроете для себя Царство математики, где вы будете узнавать много нового и интересного.
Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
2. Вручение пропусков.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!
До новых путешествий!