Ирина Подлесная
ООД для старших дошкольников «Те же слова, да не так молвить»
▼ Скачать + Заказать документы
«Те же слова, да не так молвить»
Цели:
- формировать речевое дыхание;
- формировать у детей культуру поведения;
- оказывать помощь в усвоении дошкольниками правил речевого поведения во время знакомства, во время разговора по телефону, в гостях.
- обучать детей умению соотносить слово с производным профессиональным действием;
- формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята!
Публикация «ООД для старших дошкольников „Те же слова, да не так молвить“» размещена в разделах
Психологический настрой «Цепочка дружбы» : - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
- Вы хотите, чтобы у вас всегда было хорошее настроение? -Да.!
-Для этого надо просто улыбнуться друг другу.
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнёмся.
- Давайте поздороваемся весело. Повторяйте все за мной, приветствуя друг друга:
Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом.
Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Речевая гимнастика:
– “Хомячок”. Пошмыгать носом (рот закрыт).
– “Собачке жарко”. Часто подышать с высунутым языком.
- «Снежинка»
Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.
Артикуляционная гимнастика, стоя.
Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.
- Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко»- 3-4 раза.
- Улыбнулись солнышку. Упр. «улыбка» -3-4 раза.
- Сыграем солнышку на дудочке. Упр. «дудочка» - 3-4 раза.
- Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: - пя-пя-пя-пя
А теперь садимся на стульчики.
Упражнение на развитие мимических мышц лица.
«Набежали серые тучи. - Нахмурили брови.
Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.
Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь.
Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так….
Пальчиковая гимнастика: «Ежик» с мячиками Су-Джок.
- Ребята, как вы думаете, хорошо ли быть вежливым, знать вежливые слова, правила вежливости?
- Но сегодня мы поговорим о том, что важно не только знать их, но ещё и уметь говорить так, чтобы людям приятно было их слышать.
Чтение рассказа М. Майна «Пока они спорили»
Вопросы и задания по рассказу.
- Послушайте русскую пословицу «Те же слова, да не так молвить». Как вы понимаете эту пословицу?
(Одно и тоже слово можно сказать совершенно по разному. Оно может порадовать, а может и ранить человека.)
- Важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим! Каким тоном, с каким выражением лица.
- Давайте потренируемся говорить четко и правильно на скороговорках, которые вы уже знаете:
Скажем быстро, медленно, в умеренном темпе. (3 чел.)
Проворонила ворона воронёнка.
Скажи громко, тихо, голосом умеренной громкости. (3 чел)
Кукушка кукушонку купила капюшон
Скажи радостно, грустно, зло, удивленно) (4 чел.)
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке
- Но ребятам нужны не только добрые слова, но и добрые дела.
Тон, каким мы что-то говорим, нередко, важнее самих слов, поэтому всегда надо думать ЧТО, КОМУ и КАК ты говоришь. В любой ситуации надо быть вежливыми, чтобы с вами было приятно общаться.
Народная игра «Король»
- Что важно в приветствии. Тон и интонация. Очень важные элементы приветствия! Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно.
- Слова не должны расходиться с делом. Надо не только знать вежливые слова, но и выполнять правила поведения, как в транспорте, так и в детском саду.
- С кем приятнее общаться, с человеком веселым и добрым или злым и грубым?
Конечно, приятнее общаться с добрым и вежливым человеком. И нам с вами надо научиться быть такими.
Речевая ситуация «Знакомство»
А умеете ли вы, по телефону общаться? Давайте с вами поучимся как надо.
Речевая ситуация «Разговор по телефону». Правила как надо разговаривать по телефону,
- В начале разговора поздоровайтесь и спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.
- Телефонный разговор должен быть кратким, не болтайте попусту. Вдруг в это время кто-то не может дозвониться к вам по важному делу.
- Если кто-то неправильно набрал номер и попал случайно к вам, не грубите, а вежливо ответьте: "Простите, вы ошиблись номером".
Физкультминутка «Буратино»
- А сейчас мы поговорим как правильно себя вести в гостях?
Правила поведения в гостях.
- Надо уважать друг друга и своих родных, научиться правильно общаться.
-Надо правильно общаться, чтоб никого не обидеть.
Игра «Что общего?»
Итог занятия. Итак, какие же мы сделаем выводы.
1ребенок:
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
2 ребенок
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.
3 ребенок
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
4 ребенок
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами
5 ребенок
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.
6 ребенок
Ежели вы вежливы-
Тому кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
7 ребенок
И коль хочешь быть приятен
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся
Это вовсе не пустяк.
8 ребенок
Чтоб никого не обижать,
Друг друга надо уважать.
И не грубить, и не дразнить,
И вежливыми быть.
- Много славных дел ждет нас впереди, но мы, прежде всего, должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. И не забывайте дарить друг другу улыбки.
- Хочется мне попрощаться
Пожелав при этом вам,
-Чтобы добрыми вы были.
Слов волшебных не забыли,
-Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями
-Чтоб почаще улыбались
На друзей не обижались
Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие, что нового вы сегодня узнали?
Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось – похлопайте, а если было неинтересно, ничего не получилось – потопайте.