Оксана Оконешникова
Оценка и возрастные нормативы развития кратковременной зрительно-пространственной памяти у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методика позволяет оценить объем и устойчивость кратковременной зрительно -пространственной памяти, которая должна быть уже достаточно сформирована к возрасту 6-7 лет.
Стимульный материал (1) содержит матрицу с девятью черно – белыми изображениями, доступными по содержанию для ребенка старшего дошкольного возраста; матрицу (2) с пустыми девятью клетками и 15 картинок, девять из которых повторяют содержащиеся в матрице. 15 картинок необходимо разрезать таким образом, чтобы каждая картинка представляла бы собой отдельную карточку.
Процедура тестирования.
Публикация «Оценка и возрастные нормативы развития кратковременной зрительно-пространственной памяти у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенку предлагается внимательно посмотреть на таблицу с картинками и постараться их все запомнить и, главное, то, как они располагаются в клетках матрицы по отношению друг к другу. Следует проконтролировать, понял ли вас ребенок.
Время предъявления тестовой матрицы составляет 15 секунд. После этого она убирается, и ребенку предлагается посмотреть на 15 картинок-карточек. Вначале ребенок должен выбрать те из них, которые ему были показаны в тестовой матрице. Необходимо записать число правильно выбранных картинок, совпадающих с картинками тестовой матрицы. Этот показатель соответствует объему зрительно-пространственной памяти (см. таблицу 1) На втором этапе тестирования ребенку предлагается расположить выбранные картинки по пустым ячейкам матрицы №2 так же, как они были расположены в матрице-образце. Число правильных расположений также записывается и служит показателем устойчивости зрительно-пространственной памяти.
Таблица 1. Диапазон показателей выполнения теста на оценку зрительно-пространственной памяти детей 6 – 7 лет.
Характеристики зрительно – пространственной памяти. Число картинок,
указанных ребенком. Число картинок,
по нормативу.
Объем 7 - 8
Устойчивость 6 – 8
Если ребенок сделал больше двух ошибок в оценке объема, а при оценке устойчивости число ошибочных расположений превышает три позиции в матрице, это должно вас насторожить, так как кратковременная память явно недостаточно развита для освоения необходимого при обучении в первом классе объема информации.
Так же данный диагностический материал можно использовать для диагностики и развития пространственного восприятия. Например, предлагаем ребенку разложить картинки на карточке согласно инструкции («Положи куклу в центре карточки, а часы справа от куклы, над часами положи картинку домика и т. п) Как вариант, раскладываем картинки, а затем задаем ребенку вопросы (Какая картинка находится справа от куклы, какая над и т. п).
Для развития зрительной памяти и внимания, можно предложить игру «Что изменилось? (педагог раскладывает картинки на карточке, просит ребенка запомнить расположение, затем меняет две карточки).
(педагог раскладывает картинки на карточке, просит ребенка запомнить расположение, затем меняет две карточки).