Ирина Седова
Оценка достижений обучающимися предметных результатов по учебному предмету «биология» в соответствии с требованиями ФГОС.
▼ Скачать + Заказать документы
Биология, как учебный предмет, вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Проверка и оценка достижений обучающимися предметных результатов по данному учебному курсу является важным структурным компонентом процесса обучения.
В связи с внедрением в процесс обучения ФГОС возникла необходимость изменить подход в системе оценивания достижений обучающимися предметных результатов по данному учебному курсу.
Публикация «Оценка достижений обучающимися предметных результатов по учебному предмету „биология“ в соответствии с требованиями ФГОС,» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты, которые в совокупности составляют содержание жизненных компетенций.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. [1, С. 27]
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. [1, С. 28]
Освоение программы по предмету «биология», в соответствии с требованиями ФГОС, так же обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов : личностных и предметных.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами : минимальный и достаточный. [2, С. 20]
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Содержание уровней овладения обучающимися предметных результатов по учебному предмету «биология» соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС. (см. табл. 1)
Таблица 1
Содержание уровней овладения обучающимися предметных результатов по учебному предмету «биология».
Минимальный уровень
• единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
• осознавать основные принципы объединения объектов в различные группы;
• знать правила поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы;
• знать правила здорового образа жизни в объеме программы;
• взаимодействовать с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях при предварительной (ориентировочной) помощи педагога;
• описывать особенности состояния своего организма;
• владеть полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях;
Достаточный уровень
• обобщенные представления и «предпонятия» об объектах неживой и живой природе, организме человека;
• осознавать основные взаимосвязи в природе, между природой и человеком, в организме человека;
• знать способы самонаблюдения, описания своего состояния, самочувствия;
• знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
• объяснять происходящие явления и описывать состояние объекта и его изменение в неживой и живой природе, в организме человека;
• пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе ЭОР (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);
• описывать состояние функционирования органов, их систем, всего организма (у меня колит в области сердца, когда я поднимаю портфель);
• самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействовать с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;
• владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях,
• переносить сформированные знания и умения в новые ситуации,
• ориентироваться на имеющиеся знания и умения с целью личной предпрофессиональной ориентировки
При составлении программы по учебному предмету «биология» данные уровни расписываются в соответствии с разделами образовательной программы по каждому классу.
Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Исходя из вышесказанного, были определены критерии оценки достижений обучающимися предметных результатов по учебному предмету «биология».(см. табл. 2)
Таблица 2
Критерии оценки достижений обучающимися предметных результатов.
Отметка/уровни
«5»
Достаточный уровень
Устный ответ
• Успешно овладел программным материалом
• Достаточно полно, самостоятельно или с частичной помощью излагает знания по теме, приводит примеры, читает рисунки, схемы, таблицы
• Использует имеющийся опыт
• Объясняет свои действия словами
• Имеет достаточный уровень общения
Практическая деятельность
• Соблюдает ТБ при выполнении практических и лабораторных работ
• Планирует ход действий, предполагает результат
• Работу выполняет правильно, последовательно, самостоятельно, либо использует алгоритмы (технологические карты, поэтапный план и т. д.)
Минимальный уровень
Устный ответ
• Излагает изученный материал, приводит примеры с помощью учителя
• Имеет низкий уровень общения
Практическая деятельность
• Соблюдает ТБ.
• Работает по образцу или с помощью педагога
«4»
Достаточный уровень
Устный ответ
• Умеет анализировать свои действия
• Самостоятельно, но недостаточно полно излагает изученный материал, приводит примеры; умеет читать рисунки, схемы, таблицы
• Допускает некоторые ошибки, неточности, исправляет самостоятельно, либо с помощью учителя
Практическая деятельность
• Соблюдает ТБ при незначительном контроле учителя
• Работает по образцу самостоятельно или с незначительной помощью педагога
• Допускает неточности и ошибки, исправляет которые самостоятельно, либо с помощью учителя
Минимальный уровень
Устный ответ
• Знает основные понятия и термины по изученной теме
• Может привести примеры и сделать вывод с опорой на наглядность или с помощью учителя
• Допускает ошибки, исправляет только с помощью учителя
Практическая деятельность
• Деятельность и соблюдение ТБ необходимо контролировать. Но при этом некоторые задания может выполнить самостоятельно, либо с незначительной помощью
3»
Достаточный уровень
Устный ответ
• Частично излагает изученный материал, умеет читать схемы, рисунки, таблицы
• Допускает ошибки, неточности, которые исправляет с помощью учителя
Практическая деятельность
• Соблюдение ТБ необходимо контролировать
• Работает по образцу, либо с помощью педагога
• Допускает неточности и ошибки, исправляет которые с помощью учителя
Минимальный уровень
Устный ответ
• Недостаточно осознаёт изученный материал
• Не знает основных терминов и понятий
• Ответы односложные
• Не может анализировать и обобщать
• Нуждается во всех видах помощи
Практическая деятельность
• Не соблюдает ТБ
• Постоянная организация и контроль за деятельностью со стороны педагога
Таким образом, оценивание предметных знаний и умений направлено на реализацию требований к предполагаемым результатам изучения систематического курса биологии, предъявляемых ФГОС. Это позволяет стремиться к тому, чтобы все обучающиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне и соответствовали требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускника коррекционной школы.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Гладкая И. В. Оценка образовательных результатов школьников. СПб, 2008