Приложение МААМ

Обучение в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

Ольга Койло
Обучение в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день для всей системы российского образования наступило время перемен. Современное общество существует в колоссальном информационном потоке, имеющем способность к интеграции всего и со всем. Именно поэтому важно по-новому взглянуть на образовательный процесс, чтобы качественно изменить процесс воспитания и обучения и повлиять на его результативность. Насущность данного вопроса подтверждается тем, что всегда есть воспитатель и учитель, к которым родители приходят с детьми. Именно поэтому на плечи педагога ложится такой груз ответственности: за развитие каждого ребенка, за наше будущее в целом. Дети всегда разные, но это своеобразный индикатор профессионализма педагога. Компетентный воспитатель и учитель всегда тонко чувствует ситуацию, заинтересованы в личностно-ориентированном воспитательно-образовательном процессе и саморазвитии.

Публикация «Обучение в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» размещена в разделах

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

В связи с этим, работая в подготовительной группе ДОУ, основной задачей своей работы считаю создание условий, при которых дети полноценно развиваются и обучаются, а в итоге полноценно проживают детство, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю созданию условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживанию личностного прогресса обучающихся.

Практика и опыт показывает необходимость и важность преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Это в первую очередь диктуется особенностями современного общества, где все тесно взаимосвязано, где ребенок обучается буквально на каждом шагу. Еще Л. С. Выготский говорил не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении, о том, ведет ли оно за собой развитие. По его словам:

- обучение создает зоны ближайшего развития, т. е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития, через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребенка;

- обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Таким образом, возникает вопрос о том, каким должно быть правильно организованное обучение?

- обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического развития человека;

- благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной культуры;

- это осуществляется в ходе собственной деятельности;

- процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его собственной личной деятельности;

- на основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определенные психологические новообразования;

- процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (т. е., включены в деятельность).

Все эти доводы ведут к тому, что между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. Деятельность – осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное его внешней и внутренней активностью (И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, В. Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – С. 14.) Авторы выделяют такие виды деятельности, как: игра, учение и труд – называя их основными. Структура деятельности, по мнению авторов, - это: 1) мотив; 2) цель деятельности; 3) действия; 4) средства (материал); 5) результат (И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, В. Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – С. 14-16). Деятельностный подход предполагает организацию процесса обучения таким образом, что ребенок выступает как субъект этой деятельности, самостоятельно решающий конкретные учебные задачи (познавательные, исследовательские, проективные и т. д).

Ученые отмечают, что современные дети стремятся к интеграции, объединению разных видов деятельности в один процесс. Поэтому в своей работе мы используем развивающие подходы к построению процесса обучения в условиях созданной нами предметно-развивающей среды, обеспечиваем каждому ребенку выбор деятельности по интересам и позволяем ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, реализовать замыслы, выбирать и менять что-то самому. В нашей подготовительной группе создан «Школьный уголок» с необходимыми учебными атрибутами. Многие воспитанники уже посещают подготовительные занятия в школе, а в детском саду мы ведем беседы об этом, рассматриваем иллюстрации на тему «Школа», играем в дидактические игры, приглашаем учителя к себе в группу для реализации совместных проектов, ходим на экскурсию в школу, знакомимся с теми, кто уже осваивает школьные науки.

В ходе анализа учебно-методической литературы, посещения открытых занятий, присутствия на семинарах и другой работы по повышению профессиональной квалификации, обнаружилась необходимость внедрения в практику более эффективных моделей, методик и технологий.

Исследовав современную научно-методическую литературу, мы выделили использование экспериментирования, опытническо-исследовательской и проектной деятельности как ведущей для эффективного учебно-воспитательного процесса. Но необходимо помнить о важности игровой формы решения проблемных ситуаций и задач в ходе такой деятельности. Здесь стоит отметить метод проектов, позволяющий осуществить интеграцию содержания дошкольного образования.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

I этап 1. Формулируется проблема (цель).

(При постановке цели определяется и продукт проекта).

2. Вводит в игровую сюжетную ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жестко) 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IY этап 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

В нашем ДОУ организована работа по обобщению опыта работы педагогов. На данном этапе мы планируем провести совместный проект со школьным учреждением, где воспитанники детского сада и первоклассники, или второклассники смогут участвовать в общей экспериментальной деятельности, где можно будет проанализировать результаты, сделать определенные выводы, которые будут актуальны и для воспитателей, и для учителей. Такую совместную деятельность диктует интегративность современного общества. На современном этапе его развития образование является одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны. Поэтому мы как педагоги обязаны идти в ногу со временем и новыми стандартами.

Список литературы:

1. Демин, В. А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.

2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст] : методическое пособие / А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2012. 128с.

3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч. /ред. Кол. : Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч. 1. – 288с.

4. Троян, А. Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст] : учебное пособие / А. Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.

5. Л. Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". https://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17

6. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Кудрявцева Н. Г.

7. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. –М. : Педагогика, 1988.

8. Меттус Е. В. «Программа «Преемственность. Адаптация»». (Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №1 2010 г.).

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

«Жить, чтобы быть человеком». Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса МБОУ «Гаспринская средняя школа №1» Программа курса «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения.

Фотоотчет «Дистанционное обучение в условиях самоизоляции. День космонавтики»Фотоотчет «Дистанционное обучение в условиях самоизоляции. День космонавтики» Сейчас дистанционно проходит не только учеба, но и праздничные даты отмечаются тоже по Интернету. Это не менее интересно. Так уж вышло,.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОСЛэпбук как средство обучения в условиях ФГОС В условиях реализации ФГОС воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Проектно-тематическое обучение в условиях реализации программы «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 10:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Койло в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД