Ольга Койло
Обучение в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день для всей системы российского образования наступило время перемен. Современное общество существует в колоссальном информационном потоке, имеющем способность к интеграции всего и со всем. Именно поэтому важно по-новому взглянуть на образовательный процесс, чтобы качественно изменить процесс воспитания и обучения и повлиять на его результативность. Насущность данного вопроса подтверждается тем, что всегда есть воспитатель и учитель, к которым родители приходят с детьми. Именно поэтому на плечи педагога ложится такой груз ответственности: за развитие каждого ребенка, за наше будущее в целом. Дети всегда разные, но это своеобразный индикатор профессионализма педагога. Компетентный воспитатель и учитель всегда тонко чувствует ситуацию, заинтересованы в личностно-ориентированном воспитательно-образовательном процессе и саморазвитии.
Публикация «Обучение в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим, работая в подготовительной группе ДОУ, основной задачей своей работы считаю создание условий, при которых дети полноценно развиваются и обучаются, а в итоге полноценно проживают детство, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю созданию условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживанию личностного прогресса обучающихся.
Практика и опыт показывает необходимость и важность преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Это в первую очередь диктуется особенностями современного общества, где все тесно взаимосвязано, где ребенок обучается буквально на каждом шагу. Еще Л. С. Выготский говорил не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении, о том, ведет ли оно за собой развитие. По его словам:
- обучение создает зоны ближайшего развития, т. е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития, через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребенка;
- обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.
Таким образом, возникает вопрос о том, каким должно быть правильно организованное обучение?
- обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического развития человека;
- благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной культуры;
- это осуществляется в ходе собственной деятельности;
- процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его собственной личной деятельности;
- на основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определенные психологические новообразования;
- процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (т. е., включены в деятельность).
Все эти доводы ведут к тому, что между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. Деятельность – осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное его внешней и внутренней активностью (И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, В. Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – С. 14.) Авторы выделяют такие виды деятельности, как: игра, учение и труд – называя их основными. Структура деятельности, по мнению авторов, - это: 1) мотив; 2) цель деятельности; 3) действия; 4) средства (материал); 5) результат (И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, В. Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – С. 14-16). Деятельностный подход предполагает организацию процесса обучения таким образом, что ребенок выступает как субъект этой деятельности, самостоятельно решающий конкретные учебные задачи (познавательные, исследовательские, проективные и т. д).
Ученые отмечают, что современные дети стремятся к интеграции, объединению разных видов деятельности в один процесс. Поэтому в своей работе мы используем развивающие подходы к построению процесса обучения в условиях созданной нами предметно-развивающей среды, обеспечиваем каждому ребенку выбор деятельности по интересам и позволяем ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, реализовать замыслы, выбирать и менять что-то самому. В нашей подготовительной группе создан «Школьный уголок» с необходимыми учебными атрибутами. Многие воспитанники уже посещают подготовительные занятия в школе, а в детском саду мы ведем беседы об этом, рассматриваем иллюстрации на тему «Школа», играем в дидактические игры, приглашаем учителя к себе в группу для реализации совместных проектов, ходим на экскурсию в школу, знакомимся с теми, кто уже осваивает школьные науки.
В ходе анализа учебно-методической литературы, посещения открытых занятий, присутствия на семинарах и другой работы по повышению профессиональной квалификации, обнаружилась необходимость внедрения в практику более эффективных моделей, методик и технологий.
Исследовав современную научно-методическую литературу, мы выделили использование экспериментирования, опытническо-исследовательской и проектной деятельности как ведущей для эффективного учебно-воспитательного процесса. Но необходимо помнить о важности игровой формы решения проблемных ситуаций и задач в ходе такой деятельности. Здесь стоит отметить метод проектов, позволяющий осуществить интеграцию содержания дошкольного образования.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап 1. Формулируется проблема (цель).
(При постановке цели определяется и продукт проекта).
2. Вводит в игровую сюжетную ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жестко) 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
II этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
III этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
IY этап 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
В нашем ДОУ организована работа по обобщению опыта работы педагогов. На данном этапе мы планируем провести совместный проект со школьным учреждением, где воспитанники детского сада и первоклассники, или второклассники смогут участвовать в общей экспериментальной деятельности, где можно будет проанализировать результаты, сделать определенные выводы, которые будут актуальны и для воспитателей, и для учителей. Такую совместную деятельность диктует интегративность современного общества. На современном этапе его развития образование является одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны. Поэтому мы как педагоги обязаны идти в ногу со временем и новыми стандартами.
Список литературы:
1. Демин, В. А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст] : методическое пособие / А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2012. 128с.
3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч. /ред. Кол. : Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч. 1. – 288с.
4. Троян, А. Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст] : учебное пособие / А. Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.
5. Л. Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". https://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17
6. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Кудрявцева Н. Г.
7. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. –М. : Педагогика, 1988.
8. Меттус Е. В. «Программа «Преемственность. Адаптация»». (Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №1 2010 г.).