Cветлана Ишмурзина
Общественно полезный труд в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
А. С. Макаренко
Обучение труду в младшей группе
Трудовое воспитание дошкольников является одной из задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Цели и задачи трудового воспитания
Публикация «Общественно полезный труд в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
Целью трудового воспитания является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
• Знакомить детей с профессиями (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
o Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий
• Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
o Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
o Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи.
• Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления.
• Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий.
• Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Виды трудового воспитания детей
• Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком, пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
• Хозяйственно-бытовой труд : поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки).
• Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приё мами являются:
• Наблюдение. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку.
С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти.
• Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат.
• Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения.
• Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла, просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи.
• Создание проблемных ситуаций.
• Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры.
• Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.
• Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное.
• Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный.