Елена Панина
Обучение старших дошкольников сочинению сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников сочинению сказок.
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат детей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.
Публикация «Обучение старших дошкольников сочинению сказок» размещена в разделах
- Сочиняем сказку
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок
Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.
1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.
2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
3 этап. Сочинение сказки.
К сказкам придумать свое продолжение.
4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.
Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок
Игра – упражнение «Закончи сказку».
Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».
Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.
Сочинение по сериям картинок
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т. д.
Коллективное сочинение
Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.
Инсценировка
Предложите детям «оживить» сказку : придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя.
Сказка о конкретном персонаже
Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т. д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.
Сказка по заданной теме
Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу.
Сказка об игрушках
Предложите детям подумать, про какие игрушки они хотели бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь детей (они активнее используют те слова, которые уже знают, но пока не используют в своей речи).
Сказка на свободную тему
Этот жанр - вершина словесного творчества детей. Они должены самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Дети учится использовать свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.
Работа по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят консультации по темам: «Сочиняем сказочные истории вместе с детьми», «Воспитание сказкой», устраивают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иллюстрации к любимой сказке», оформление книг совместно с родителями.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказки позволяют развивать творческие способности, т. е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.
Примерные сказки сочиненные нашими детьми :
Сказка «Путешествие мышки и медведя»
Автор: Артем Н., 6 лет
Однажды мышонок пошел в поле, собирать семечки, собрал он мешочек семечек и пошел домой.
Пришел домой, положил мешочек семечек на стол и сел на диванчик смотреть мультик. Тут пришла мама и на столе увидела, какой то мешочек.
Мама спросила мышку: - Мышонок, а чей это мешочек?
- Это я семечки с поля принес,- ответил мышонок.
- Молодец, сынок, - похвалила мышонка мама.
- Мамочка, спасибо, что ты меня похвалила, мне очень приятно, я очень старался искать семечки. Я так хотел помочь тебе!- ответил мышонок.
- Молодец сынок, что ты старался, ты мне очень помог, пополнил наши запасы, а теперь ты можешь погулять в лесу со своими друзьями – сказала мама.
- Спасибо мамочка, у меня много друзей в лесу – сказал мышонок и побежал в лес.
В лесу он встретил своего друга оленя.
- Ты где сегодня мышонок был, я тебя искал - спросил мышонка олень
- Я сегодня собирал семечки для пирога – ответил мышонок.
Друзья пошли в глубину леса, и вдруг на высоком дереве из дупла выпрыгнула белка.
Белочка подружка спускайся к нам – крикнул мышонок белочке.
Белочка спрыгнула на землю и друзья все вместе отправились собирать белочке грибы.
Неожиданно из кустов появился медведь, мышонок и белочка испугались его, а олень стал драться с медведем, он очень хотел защитить своих друзей.
Но у оленя нечего не получилось, медведь был сильнее оленя.
Медведь встал на задние лапы, а передними лапами взял оленя за рога и откинул его в кусты шиповника. У оленя появились ранки от колючего шиповника, ему было больно, но он все равно смог встать на все свои четыре ноги. Олень собрался с силами и ударил медведя рогами в бок и медведь улетел на березу, где и остался, зализывать свои раны.
У мышонка в рюкзаке был бинт и спирт, они месте с белочкой обработали все ранки оленю, они отблагодарили своего друга, что он защитил их.
Затем друзья отправились домой: олень пошел в лесную чащу, белочка упрыгала в свое дупло к своим деткам, а мышонок побежал к маме и папе.
Когда мышонок прибежал домой, мама поругала его:
- Я тебе разрешила погулять только 10 минут, а ты задержался на целый час.
- Да сынок я тебя везде искал, но найти тебя нигде не смог, - сказал папа мышь с дивана.
Потом наступила ночь, и семейство мышек уснуло: мама мышь и папа мышь на диване, а их сыночек на своей кроватке в комнате.
Новогодняя сказка
Автор София Ю., 6лет
Давным-давно на свете жила была мышка. Эта мышка очень любила кататься на коньках. Однажды в один из снежных вечеров, когда мышка каталась, очень сильно испортилась погода. Подул сильный ветер, да такой что унес мышку в другую страну холодную.
В этой холодной стране жили пингвины, белые медведи, Дед Мороз и Снегурочка. Мышка попала хоть и холодную страну, но волшебную. В этой стране ей очень понравилось, она целый день каталась на конках, кушала волшебной мороженное, и все было просто замечательно, только мышка очень скучала по дому.
Когда наступил главный волшебный праздник в этой стране, мышка попросила Деда Мороза подарок на праздник: вернуть ее домой.
Он согласился, но при условии, что она научит его кататься на коньках. Мышка с удовольствием научила Деда Мороза кататься на коньках. И он выполнил ее желание. С тот времени Дед Мороз приносит подарки, не только на санях, но и на коньках. И все очень рады этому!
Рассказ Кошачье счастье
Автор: Ева М., 6лет
Однажды зимой в одном доме появился на свет маленький игривый котенок. Мама – кошка всегда оберегала его, учила бегать, играть, кушать из миски, лакать молочко. Котенок был такой радостный от того, что у него все получается.
Прошло немного времени и котенка забрали в другой дом. В новом доме не было мамы – кошки, но была одна девочка по имени Ева, которая очень понравилась котенку. Она назвала котенка Тесей. Все пошло своим чередом. Они игрались, резвились, все время были неразлучны. Но Теся все равно вспоминал старый дом и маму – кошку.
Наступила весна и однажды Ева взяла Тесея на улицу. Когда он впервые увидел снег, потрогал его лапками, он так испугался, что начал фыркать, мяукать и проситься домой. Когда Ева занесла Тесея домой, он так радовался, резвился, терся об ее ножки, урчал, мяукал….
Вскоре Тесей успокоился, поел теплого молочка и уснул сладким счастливым сном. Тесей все же понял, что он дома. Он понял, что Ева его хозяйка, и она очень заботится о нем, как его мама.
Вот такое кошачье счастье!
Литература
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1986.
3. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
4. Пропп В. Я. Русская сказка. (Собрание трудов В. Я. Проппа). - М., 2000.
5. Родари Дж. Грамматика фантазии. - Калуга, 1992.
6. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова. - М. 1992
7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.