Надежда Ховрова
Обучение русскоязычных детей разговорному якутскому языку посредством дидактической игры лото «Якутский с удовольствием».
▼ Скачать + Заказать документы
Что бы вы ни предлагали ребенку –
это надо делать в форме игры
Е. И. Тихеева
Обучение русскоязычных детей разговорному якутскому языку посредством дидактической игры лото «Якутский с удовольствием».
Публикация «Обучение русскоязычных детей разговорному якутскому языку посредством дидактической игры лото „Якутский с удовольствием“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лото. Настольная игра своими руками
- Республика Саха. Якутия
- Якутские игры
- Темочки
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Именно поэтому, дети с дошкольного возраста должны знать родной язык народа, представителем, которого он является и язык того народа в среде которого он живет. Сейчас, у нас, в городе Якутске во многих дошкольных учреждениях дети разных национальностей учат якутский язык. Но, в дошкольном возрасте внимание детей трудно привлечь традиционными приемами обучения,и порой на занятиях мы становимся свидетелями того, как дети бездумно повторяют вслед за педагогом слова и выражения. Понятно к чему приводит такое обучение : где повторил, там и «оставил».Поэтому гораздо лучше проводить занятия в игровой форме. Игровое обучение по разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах имеет особое значение.
Игра помогает снять у детей психологическую напряженность, облегчает им деятельность на втором языке (усвоение лексики, грамматических моделей, овладение интонацией, произношением). Игры развивают у детей навыки самоконтроля, вызывают у них стремление говорить по-якутски правильно, красиво, понятно, т. е. расширяют сферу коммуникативных возможностей.
Научные исследования и практика показали, что более легкому и непосредственному восприятию учебного материала помогают положительные эмоции, которые должен испытывать ребенок в процессе обучения второму языку. Для дошкольника очень важно, чтобы знания были не только понятными, но и прожитыми, прочувствованными. Следовательно, для повышения внутренней активности каждого ребенка необходим ряд психологических условий в игре и игровых приемах, которые пробудят творческие способности детей, помогут разрешить задачу коллективного общения.
В организованной образовательной деятельности,мы ставим цель не подготовку умеющих свободно говорить по- якутски детей, а постановку правильного произношения, накопления начального словаря и привития детям умения использовать структуры диалогической и монологической речи. Для решения этой цели в своей работе я использую дидактическую игру лото «Якутский с удовольствием». Игра создана на основе «Программы обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах», составители В. М. Петрова, Е. М. Сергеева, Ю. И. Трофимова.
Эта игра способствует решению практико-ориентированных задач:
1) расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей;
2) развитие мелкой моторики;
3) внесение новизны для повышения эмоциональной нагрузки;
4) обеспечение обратной связи: педагог получает полную информацию о том, как усвоил ребенок учебный материал, что позволяет определить, в какой мере ребенок владеет конкретными знаниями и способами практических и умственных действий в каждый данный момент, и это помогает нам учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В игре могут принять участие от 5 до 10 детей. Дидактическая игра лото «Якутский с удовольствием» представляет собой набор карточек (игровых полей) и фишек с различными изображениями. На каждой карточке находится несколько изображений, а на каждой из фишек – одно изображение, которое совпадает с одной из картинок на карточке. Как правило, игровые поля – это картонки, а вот фишки можно сделать из различных материалов: и картонные, и пластиковые, и даже деревянные. Игра в лото знакомит детей с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика рук. На подготовительном этапе организации игры заранее продумывается размещение детей во время игры с учетом индивидуальных особенностей, расположение материала, чтобы детям было удобно, все видно и слышно.
Ознакомление с игрой происходит в три этапа:
1) Объяснение игры (ознакомление с целью, правилами, ходом игры, ролью играющих);
2) Совместные игры с детьми;
3) Самостоятельные игры.
Конечно, успех игры в значительной мере зависит от ее объяснения. Ребенок не зная смысл игры, свою роль в игре, ход игры правила не сможет полностью раскрыться в игре. Он будет автоматически закрывать карточки.
Настольная игра «Якутский с удовольствием» является важнейшим средством для обучения детей к культуре и быту народа Саха. Они делают занятия содержательным, интересным, эмоционально значимым для ребенка. Но, самое главное, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он на собственном опыте познает мир детей народа изучаемого языка. Я надеюсь, что дети, обогатят свой внутренний мир. Они теперь будут воспринимать окружающую их среду более вдумчиво, более трепетно, им будет близко чувство прекрасного, они станут духовно богаче и эстетически образованнее.