Сенева Анна
Обучение родителей играм на развитие soft skills навыков у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Soft Skills – мягкие, гибкие навыки. Под этим термином подразумевается широкий спектр умений, надпрофессиональные навыки (коммуникативные, кооперативные, самоорганизации, креативность и критичность мышления, умение работать с информацией, стрессоустойчивость и работоспособность)
Педагоги, философы, ученые прошлых лет и современности выделяют игру как основное и главное средство в воспитании, развитии и обучении дошкольника. Но и для взрослых игра остается важной составляющей жизни. Взрослые играют с детьми дома, многие компании проводят игры в рамках корпоративной политики, появляется все больше клубов, сообществ любителей настольных игр.
Публикация «Обучение родителей играм на развитие soft skills навыков у детей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Современное образование идет по пути инновационного поиска и активной адаптации к новым моделям взаимодействия. Попробуем совместить живую технологию, мягкие навыки и решение изобретательских задач. Эмоция - естественный отклик, того что в дальнейшем повлечет за собой уже более детальное и вдумчивое погружение в образовательную программу. Многократно повторяемый с 70-х годов легендарный эксперимент нейробиолога «каменное лицо» доказывает насколько важно детям видеть эмоцию значимого взрослого. Какая это будет эмоция, если мама или папа приведя ребенка в детский сад, в раздевалке увидят лист и маркер. Удивятся? А если на этом листе предложен самый просто друдл (головоломка для развития воображения и креативности). Например, кольцо и палочка и простой вопрос «что это?» Какие варианты ответов появятся рядом с рисунком? Чупа-чупс, дорожный знак, инструмент офтальмолога, карандаш с резинкой. … Такая элементарная игра, не требующая подготовки, поможет и вызвать интерес у родителей и стать предметом обсуждения в группе. Какие варианты предложат дети? Кто больше они или родители? А кто смешнее? Вечером, забирая ребенка, будет ли интересно родителям прочитать все предложенные варианты? На следующий день попробуем предложить найти общее у огурца и автобуса, ёлки и гитары. Написать или зарисовать ответы. Проснется ли фантазия у взрослого, станет ли обсуждение вариантов одной из тем общения по дороге домой? Такое ненавязчивое знакомство, погружение родителей в игру имеет большое значение. С позиции ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) это развивает находчивость, способность находить ресурсы, нестандартно смотреть на ситуацию, выдвигать гипотезы, то есть самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью.
Зачастую у родителей настолько мало свободного времени, что частое посещение консультаций или мероприятий в детском саду не представляется возможным. А такие мини-игры позволяют за короткое время вникнуть в самую суть игрового упражнения. Например, познакомить с нейроиграми и упражнениями на межполушарное развитие. Пробежать пальчиками, по ломанным в разных направлениях линиям, двумя руками одновременно или нейрозарядка солнышко-тучка, кольцо-кулак, кинестетический праксис на прикладывание пальцев определенного цвета и цветным квадратам. Эти игры требуют минимальную подготовку от воспитателя и минимальное время на выполнение, но решает огромное количество задач. А главное - сыграв в игру сам - родитель, запоминает её.
Примеры быстрых мини-игр удобных для проведения во время утреннего приё ма:
Цель: развитие произвольной памяти, внимательности, анализа.
Игры:
- На листе слов 10 слов. Прочитай, запомни. Напиши. Проверь себя через минуту. Проверь себя вечером.
- Раздели слова на группы. Объясни принцип формирования групп.
- Послушай слова и вспомни те, которые я пропустила.
Цель: развитие софтскилс навыков : пространственного мышления, творческого потенциала личности, воображения, критического мышления.
Игры:
- Из набора картинок выбрать 4 и составить мини-рассказ, сказку, историю.
- Придумай загадку на тему недели, запомни или запиши ребусом.
Развитие эмоциональной сферы.
- Поздоровайся необычным способом. Вспоминаем или придумываем новые варианты.
- Опиши друга. По словесному описанию загадай или узнай знакомого.
- Что изменилось? Посмотри вокруг себя. Запомни. Закрой глаза. Убираем или меняем, что-то.
- Мое настроение. Расскажи о своем настроении в данный момент цветом, запахом, вкусом. Мое настроение сейчас немного пахнет дождем. У него вкус сладкого чая и персиковый цвет.
-Напиши или нарисуй пожелание на день на лепестке. Взрослый и ребенок на одном. Собираем в группе семицветик, зачитываем.
-Руки, знакомятся, ссорятся, мирятся, играют, ласкают, жалеют, прощаются… Игра с закрытыми глазам. Протягиваем руки друг другу и по очереди даем задание и воплощаем.
Цель: развитие коммуникативных навыков
Игры: «Слепец и поводырь». Ребенок закрывает глаза, а родитель словесно руководит действиями. "Помогает" переодеться, убрать вещи в шкафчик, дойти до группы.
Цель: Развитие образного мышления. Эйдотехника.
- метод «сюжет». Связываем сюжет с действием.
-метод «трансформация». Образное превращение одного предмета в другой.
-метод «слова – парами»
Цель: умение выделять функции объекта и подсистемные связи.
- «Да-нетка» загадки
- «Что можно сказать о предмете, если там есть» …
- «Изобретатель» приемом разделения – соединения создать один предмет из двух разных.
- «Почему так произошло?» - например: белка сидела на дереве и уронила шишку
- «Как это раньше делалось» - например: сейчас настольная лампа, а раньше…
Цель: развитие воображения и творческих способностей.
-кляксы, наскальные рисунки, дорисуй (на базе геометрической фигуры, на что похоже.
-узнай объект по описанию
-рисование с закрытыми глазами.
Во время игры высвобождаются эмоции, устанавливаются контакты и укрепляются взаимодействия, применяется и проверяется накопленный опыт.
Подводя итог, можно констатировать, что включение родителей непосредственно в игру помогает повысить их педагогическую грамотность. Каждое новое задание сопровождается небольшой пояснительной запиской. Играя, взрослый лучше запоминает варианты игр и может использовать их в повседневной деятельности вне сада. Как показала наша практика, легкое и ненавязчивое вовлечение родителей в игру позволяет создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Использование инновационных педагогических технологий не только в образовательной деятельности с детьми, но и при повседневном взаимодействии с родителями помогает реализовать главную поставленную задачу по повышению педагогической грамотности родителей.