Юлия Уреке
Обучение финансовой грамотности для успешной социализации дошкольников в обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Великий русский педагог Константин Ушинский писал: «Школа не может перевернуть жизнь, но жизнь легко переворачивает деятельность школы, если эта деятельность встает на пути жизни. Школа, которая противится жизни, виновата сама, если не внесет в нее тех благодетельных умеряющих влияний, которые может и обязана внести".
И как доказательство правоты этого высказывания – текущая ситуация в нашей стране. Ведь сейчас, после того как капитализм в России существует уже на протяжении 25 лет, у населения уровень финансовой грамотности чуть выше, чем у граждан Советского Союза. Кроме всего прочего, обществом потеряны социальные и культурные ценности, а деньги играют лишь одну роль – источник обогащения, и чем их больше, тем лучше. Целое поколение прошло социализацию в обществе под лозунгом «Бери от жизни всё!».
Публикация «Обучение финансовой грамотности для успешной социализации дошкольников в обществе» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
«Роль подлинных ценностей узурпировали денежные ценности. Рынки стали господствующими в тех сферах жизни общества, в которых их быть не должно», - констатировал факты констатировал «акула» мирового финансового рынка Джордж Сорос в своих размышлениях о капитализме в современной России.
Быстро шагнув в капитализм из социализма, Россия получила множественные трещины между социальными слоями и различными группами общества, так опасные для нации. Такие разрывы порождены финансовой безграмотностью населения и огромными дырами в существующем законодательстве.
Образовавшиеся трещины в обществе не были заполнены духовными ценностями, которые бы позволили материальным благам равномерно перетекать. Они заполнялись финансово-торговым управлением, которое основывается на псевдо социальной направленности и повсеместном любостяжании. Без национальной идеи осталась и педагогическая система, не получившая к тому же методических материалов и указаний для социализации детей в капиталистическом обществе. Возник вакуум.
Начиная с 1985 года, социализацией российских детей занимается желтая пресса и улица. Сейчас эти дети сами уже стали родителями и теперь их чада бесконтрольно обучаются псевдо финансовой грамотности, черпая информацию из непроверенных источников Интернета и лживых постов социальных сетей. Россия второй раз «наступает на те же грабли» и это подтверждает удачный запуск «МММ-2011».
По-прежнему социализация детей в обществе содержит в себе две острых для нашей страны проблемы: низкий уровень финансовой грамотности педагогов и родителей, а также слабое осознание молодежью неразрывных связей между личным достатком и социальной функцией гражданина.
И вот теперь, спустя более 25 лет после перехода российского общества из социализма в капитализм, сформировано сообщество, которое породило новое движение по повышению финансовой грамотности в России. Этим сообществом для соответствующих программ было также инициировано государственное финансирование.
Как сообщается в февральской газете «Известия» 2013 года, Анна Зеленцова - координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине – рассказала, что в российских школах в текущем году появится новый предмет – финансовая грамотность. Этот предмет будут изучать школьники с с 1-го по 11-й класс. По инициативе Минфина пилотный проект запускается в пяти регионах страны. Велика вероятность, что данный проект не будет формировать в обществе социальную направленность в финансовой сфере, как и начатый ранее проект повышения финансовой грамотности для населения. По-прежнему остается в силе лозунг «Бери от жизни всё!».
В сфере финансовой грамотности социализация детей начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок едет с родителями в общественном транспорте, идет в магазин, в места платного отдыха и развлечений. Уже к 5 годам у ребенка формируется понимание функции денег. Многие ребята имеют собственные деньги, которые зачастую заработаны в кругу семьи.
Психика ребенка с малых лет широко открыта для наполнения духовными ценностями и это должно быть не только покупка сладостей и газировки или кормление животных, но и осознание в будущем своей важной социальной роли, неразрывно связанной с денежными средствами.
Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением. Необходимо хорошо разбираться в особенностях финансовых услуг и продуктов (а также инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, владеть актуальной информацией о ситуации на финансовых рынках, принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг, нести ответственность за свои решения, планировать и осуществлять пенсионные накопления.
Финансовая грамотность, на первый взгляд, удел взрослых, но это мнение ошибочно. Дети с легкостью осваивают компьютерные технологии. на которых основываются финансовые продукты современности. Германские а австрийские учащиеся младших классов сдают в банки мелочь, получают кассовый чек. в котором указан оста ток на счете, и умеют рассчитать рассчитывают размер капитализации вклада в будущем.
В США дети с малых лет вместе со взрослыми играют в Монополию и другие подобные игры, сначала как зрители, затем на правах участников. Различными копилками дети пользуются уже с 2-летнего возраста. И с самого раннего возраста родители втолковывают детям о важности аккуратного отношения к деньгам, постоянных сбережений и осторожных инвестициях. С ориентацией на социальную справедливость «делать бизнес» в умах малышей-дошколят вполне можно начинать с 4-летнего возраста.
В настоящее время в развитии детей и молодежи особая роль отводится интернет-ресурсам и компьютерным играм, которые вытеснили фильмы и мультфильмы из детского времени. Это произошло из-за бурного развития игровых консолей, планшетных ПК, смартфонов и игровых программ. По захвату внимания детей видеоигры не оставили кино никаких шансов. И этот игровой азарт детей необходимо использовать для социализации детей в сфере финансовой грамотности.
В отличие от кинофильмов, компьютерные игры позволяют активно развивать детей уже с 4-летнего возраста. Ребенку предлагается на выбор несколько сценариев развития событий, сочетающихся с встроенным видеосюжетом, не уступающим лучшим кинофильмам. Компьютерную игру можно заменить её настольным вариантом, имеющим свои преимущества перед электронной версией. Главное преимущество – работа в группе за одним столом и тактильное ощущение предметов игры.
Для детей 3-4 лет наилучший вариант обучения финансовой грамотности в игровой форме – ведение домашнего хозяйства. С 5-6 лет можно обучать предпринимательству и банковскому делу. Получается, что преподавать «финансовую грамотность вместе с ложкой» вполне реально.
Таким образом есть все условия, чтобы обучать финансовой грамотности детей с 3-4 лет. Это позволит сделать качественный скачок в социализации детей в капиталистическом обществе в том числе и в вопросах финансовой грамотности, на которые сможет ответить не каждый родитель.
Для педагогических работников важнейшей задачей является формирование у детей социально направленного отношения к денежным средствам. Во-первых, это обязательная уплата налогов. Во-вторых, забота о родителях и родственниках, у которых существенно меньший достаток. В-третьих, создание благотворительных фондов, участие в социальных проектах, меценатство. В-четвертых, ведение во взрослой жизни политики социальной защиты населения, искоренение «лохотронов» и финансовых «пирамид», снижение процентных ставок по кредитам, совершенствование системы налогообложения.
В процессе обучения с учетом возрастной категории детей в игровой форме необходимо раскрывать в доступной форме законодательство в сфере финансовых рынков : Гражданский кодекс, Конституция РФ, Налоговый кодекс, Закон о рекламе, Закон о защите прав потребителей, Закон о рынке ценных бумаг, Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, Закон о банках и банковской деятельности, Закон об исполнительном производстве, Закон о несостоятельности (банкротстве, Закон об ипотеке и другие законодательные и подзаконные акты.
Бесспорно, необходимо уделить этому процессу значительное время и до массового применения разработанных материалов и методики проверить их качественные характеристики: доступность в понимании и освоении, полнота раскрытия темы, автономность от материалов других тем, простота использования, захватывающее и интригующее содержание/сюжет, компактность, низкая цена.
Россия – страна с огромными территориями, пригодными для проживания населения и имеющими значительные промышленные запасы ресурсов. Однако темпы роста численности населения таковы, что не позволяют прогнозировать освоение этих территорий с заселением людей.
Для превращения России в будущем во вторую Канаду или Швейцарию – страны, занимающие лидирующее место в мире по качеству уровня жизни – фундаментом является обучение с дошкольного возраста финансовой грамотности с элементами социальной направленности.
Если не понимать всей серьёзности такой острой проблемы в сфере финансовой грамотности, то это может лишить Россию привлекательности для иммиграции из высокоразвитых стран.
В этом направлении предстоит очень трудоемкая работа, которая осложняется незнанием преподавателей законодательства в сфере финансовых рынков и банковских продуктов.
Занять активную позицию в развитии этого направления социализации детей – важная задача для педагогического коллектива. Педагогам предстоит учиться самим и обмениваться опытом с коллегами, обязательно вовлекать в учебный процесс в детских садах и младших классах школ родителей, пробивать через аппараты власти региона привлечение к этой работе на бесплатной основе представителей Банка России, Федеральной антимонопольной службы, Налоговой инспекции, Роспотребнадзора, службы судебных приставов, судебной системы, а также коммерческих банков с государственным капиталом (к примеру, Сбербанк, Россельхозбанк).
При участии родителей, у которых есть опыт использования финансовых продуктов, эта программа даст значительный эффект. При работе с малышами значимую помощь могут оказать старшеклассники, которые прошли предварительную подготовку.
В короткий срок реализовать пилотную программу по обучению детей финансовой грамотности позволит только совместная работа преподавателей с практиками в сфере финансовых рынков.
Важно не просто изложить материал, но и провести занятия в увлекательной игровой форме. Ключом к успеху должна стать разработка увлекательных игр. Право на жизнь должно оставаться за играми, которые выйдут за пределы образовательных учреждений и смогут распространиться в социальной среде по «сарафанному радио». Игра, которая «не пошла в народ», должна быть незамедлительно доработана до значительно лучшего уровня.
При условии успешного развития игр, качественной организации и проведении занятий в старших классах плоды труда педагогов будут ощущаться уже через 1-2 года. Методические и раздаточные материалы качественно проведенных занятий станут тиражироваться и распространяться по интернету. Интернет является наилучшим способом распространения важных и комфортно изложенных учебных материалов.
Итак, подведем краткие итоги изложенного:
1. Финансовая грамотность населения сегодня имеет огромное значение для будущего страны и является важной составляющей в социализации и ресоциализации.
2. Обучение финансовой грамотности не должно осуществляться без социальной направленности. Лозунгом обучения должен быть выражения: «Копейка рубль бережет»; «Заплати налоги, и спи спокойно»; «Деньги – это инструмент для борьбы со злом»; «Став богатым, заботься о своем народе»; «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему».
3. Обучение финансовой грамотности целесообразно обучать детей с 4 лет.
4. Среди родителей важно выявить работников финансовой сферы для снижения издержек обучения.
5. В процесс обучения следует вовлекать родителей, это поможет снизить нагрузку и себестоимость и увеличить эффективность обучения детей с 4 до 12 лет.
6. Через правительство области целесообразно вовлекать в процесс разработки увлекательных учебных кейсов на бесплатной основе надзорные госорганы и госбанки.
7. Следует проявить активность и приступить к разработке целевых настольных игр на бесплатной основе, которые легко создать при привлечении специалистов гос. учреждений, несмотря на имеющуюся информацию о государственной программе для школьников.
8. Учебные материалы в электронной форме и игры-бестселлеры следует размещать на общедоступных сайтах для скачивания и активно рекламировать ссылки в социальных сетях это легко осуществимо с привлечением детей с 1 по 11 класс на бесплатной основе.
9. Через правительство региона целесообразно на базе каждой школы организовать игровые банки, в которых в качестве сотрудников будут учащиеся. а в качестве клиентов учащиеся и родители. Целесообразно предложить Банку России, Правительству РФ и ОАО «Сбербанк России» открыть на базе Сбербанка детский банк, деятельность которого будет финансироваться из бюджета.
10. Периодически организовывать между школьниками соревнования по принципу игры «Что, где, когда?» или в виде деловых кейсов для проверки знаний и навыков.
11. Систематически проводить повышение квалификации педагогических работников и организовывать обмен опытом.
12. Проводить ежеквартально мониторинг с целью анализа результатов проделанной работы, устранения недостатков и совершенствования методики. Важнейшие показатели при этом: темпы роста эффективности труда педагога; оценка и темпы роста количества обученных и доля в них активистов (дети и родители); темпы роста обращений молодежи в ряд надзорных органов (показатель правовой активности); темпы снижения затрат на учебные материалы; темпы роста количества скачиваний электронных версий настольных игр с сайта; темпы роста уровня деловой активности молодежи в различных отраслях; оценка мнений родителей уровня вовлеченности ребенка в сферу финансовой грамотности и целесообразности проведения занятий (анкетирование); темпы роста уровня благотворительной поддержки молодежью сверстников-инвалидов 1 группы; темпы роста количества молодых людей, приступивших к накоплению в банке, и доля их в показателе «бросивших курить».
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности их психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:
• научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
• с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
• научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Настоящее учебно-методическое пособие разработано в рамках реализации целевой программы Калининградской области «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011 - 2016 годах», Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», предназначено для проведения обучения финансовой грамотности дошкольников и направлено на приобретение и развитие знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т. п.) через проведение разнообразных игр: дидактических, настольно-печатных, ролевых. Учебный материал, изложенный в пособии, содержит план образовательных мероприятий, посвященных повышению финансовой грамотности дошкольников; сценарии мероприятий с мультимедийными иллюстративными материалами и методическими рекомендациями для воспитателей.
Список источников и литературы для педагогов:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012. – 106 с.
Электронные ресурсы для педагогов:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
5. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
Список литературы для детей:
1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.