МААМ-картинки

Обучение финансовой грамотности для успешной социализации дошкольников в обществе

Юлия Уреке
Обучение финансовой грамотности для успешной социализации дошкольников в обществе
▼ Скачать + Заказать документы

Великий русский педагог Константин Ушинский писал: «Школа не может перевернуть жизнь, но жизнь легко переворачивает деятельность школы, если эта деятельность встает на пути жизни. Школа, которая противится жизни, виновата сама, если не внесет в нее тех благодетельных умеряющих влияний, которые может и обязана внести".

И как доказательство правоты этого высказывания – текущая ситуация в нашей стране. Ведь сейчас, после того как капитализм в России существует уже на протяжении 25 лет, у населения уровень финансовой грамотности чуть выше, чем у граждан Советского Союза. Кроме всего прочего, обществом потеряны социальные и культурные ценности, а деньги играют лишь одну роль – источник обогащения, и чем их больше, тем лучше. Целое поколение прошло социализацию в обществе под лозунгом «Бери от жизни всё!».

Публикация «Обучение финансовой грамотности для успешной социализации дошкольников в обществе» размещена в разделах

«Роль подлинных ценностей узурпировали денежные ценности. Рынки стали господствующими в тех сферах жизни общества, в которых их быть не должно», - констатировал факты констатировал «акула» мирового финансового рынка Джордж Сорос в своих размышлениях о капитализме в современной России.

Быстро шагнув в капитализм из социализма, Россия получила множественные трещины между социальными слоями и различными группами общества, так опасные для нации. Такие разрывы порождены финансовой безграмотностью населения и огромными дырами в существующем законодательстве.

Образовавшиеся трещины в обществе не были заполнены духовными ценностями, которые бы позволили материальным благам равномерно перетекать. Они заполнялись финансово-торговым управлением, которое основывается на псевдо социальной направленности и повсеместном любостяжании. Без национальной идеи осталась и педагогическая система, не получившая к тому же методических материалов и указаний для социализации детей в капиталистическом обществе. Возник вакуум.

Начиная с 1985 года, социализацией российских детей занимается желтая пресса и улица. Сейчас эти дети сами уже стали родителями и теперь их чада бесконтрольно обучаются псевдо финансовой грамотности, черпая информацию из непроверенных источников Интернета и лживых постов социальных сетей. Россия второй раз «наступает на те же грабли» и это подтверждает удачный запуск «МММ-2011».

По-прежнему социализация детей в обществе содержит в себе две острых для нашей страны проблемы: низкий уровень финансовой грамотности педагогов и родителей, а также слабое осознание молодежью неразрывных связей между личным достатком и социальной функцией гражданина.

И вот теперь, спустя более 25 лет после перехода российского общества из социализма в капитализм, сформировано сообщество, которое породило новое движение по повышению финансовой грамотности в России. Этим сообществом для соответствующих программ было также инициировано государственное финансирование.

Как сообщается в февральской газете «Известия» 2013 года, Анна Зеленцова - координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине – рассказала, что в российских школах в текущем году появится новый предмет – финансовая грамотность. Этот предмет будут изучать школьники с с 1-го по 11-й класс. По инициативе Минфина пилотный проект запускается в пяти регионах страны. Велика вероятность, что данный проект не будет формировать в обществе социальную направленность в финансовой сфере, как и начатый ранее проект повышения финансовой грамотности для населения. По-прежнему остается в силе лозунг «Бери от жизни всё!».

В сфере финансовой грамотности социализация детей начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок едет с родителями в общественном транспорте, идет в магазин, в места платного отдыха и развлечений. Уже к 5 годам у ребенка формируется понимание функции денег. Многие ребята имеют собственные деньги, которые зачастую заработаны в кругу семьи.

Психика ребенка с малых лет широко открыта для наполнения духовными ценностями и это должно быть не только покупка сладостей и газировки или кормление животных, но и осознание в будущем своей важной социальной роли, неразрывно связанной с денежными средствами.

Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением. Необходимо хорошо разбираться в особенностях финансовых услуг и продуктов (а также инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, владеть актуальной информацией о ситуации на финансовых рынках, принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг, нести ответственность за свои решения, планировать и осуществлять пенсионные накопления.

Финансовая грамотность, на первый взгляд, удел взрослых, но это мнение ошибочно. Дети с легкостью осваивают компьютерные технологии. на которых основываются финансовые продукты современности. Германские а австрийские учащиеся младших классов сдают в банки мелочь, получают кассовый чек. в котором указан оста ток на счете, и умеют рассчитать рассчитывают размер капитализации вклада в будущем.

В США дети с малых лет вместе со взрослыми играют в Монополию и другие подобные игры, сначала как зрители, затем на правах участников. Различными копилками дети пользуются уже с 2-летнего возраста. И с самого раннего возраста родители втолковывают детям о важности аккуратного отношения к деньгам, постоянных сбережений и осторожных инвестициях. С ориентацией на социальную справедливость «делать бизнес» в умах малышей-дошколят вполне можно начинать с 4-летнего возраста.

В настоящее время в развитии детей и молодежи особая роль отводится интернет-ресурсам и компьютерным играм, которые вытеснили фильмы и мультфильмы из детского времени. Это произошло из-за бурного развития игровых консолей, планшетных ПК, смартфонов и игровых программ. По захвату внимания детей видеоигры не оставили кино никаких шансов. И этот игровой азарт детей необходимо использовать для социализации детей в сфере финансовой грамотности.

В отличие от кинофильмов, компьютерные игры позволяют активно развивать детей уже с 4-летнего возраста. Ребенку предлагается на выбор несколько сценариев развития событий, сочетающихся с встроенным видеосюжетом, не уступающим лучшим кинофильмам. Компьютерную игру можно заменить её настольным вариантом, имеющим свои преимущества перед электронной версией. Главное преимущество – работа в группе за одним столом и тактильное ощущение предметов игры.

Для детей 3-4 лет наилучший вариант обучения финансовой грамотности в игровой форме – ведение домашнего хозяйства. С 5-6 лет можно обучать предпринимательству и банковскому делу. Получается, что преподавать «финансовую грамотность вместе с ложкой» вполне реально.

Таким образом есть все условия, чтобы обучать финансовой грамотности детей с 3-4 лет. Это позволит сделать качественный скачок в социализации детей в капиталистическом обществе в том числе и в вопросах финансовой грамотности, на которые сможет ответить не каждый родитель.

Для педагогических работников важнейшей задачей является формирование у детей социально направленного отношения к денежным средствам. Во-первых, это обязательная уплата налогов. Во-вторых, забота о родителях и родственниках, у которых существенно меньший достаток. В-третьих, создание благотворительных фондов, участие в социальных проектах, меценатство. В-четвертых, ведение во взрослой жизни политики социальной защиты населения, искоренение «лохотронов» и финансовых «пирамид», снижение процентных ставок по кредитам, совершенствование системы налогообложения.

В процессе обучения с учетом возрастной категории детей в игровой форме необходимо раскрывать в доступной форме законодательство в сфере финансовых рынков : Гражданский кодекс, Конституция РФ, Налоговый кодекс, Закон о рекламе, Закон о защите прав потребителей, Закон о рынке ценных бумаг, Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, Закон о банках и банковской деятельности, Закон об исполнительном производстве, Закон о несостоятельности (банкротстве, Закон об ипотеке и другие законодательные и подзаконные акты.

Бесспорно, необходимо уделить этому процессу значительное время и до массового применения разработанных материалов и методики проверить их качественные характеристики: доступность в понимании и освоении, полнота раскрытия темы, автономность от материалов других тем, простота использования, захватывающее и интригующее содержание/сюжет, компактность, низкая цена.

Россия – страна с огромными территориями, пригодными для проживания населения и имеющими значительные промышленные запасы ресурсов. Однако темпы роста численности населения таковы, что не позволяют прогнозировать освоение этих территорий с заселением людей.

Для превращения России в будущем во вторую Канаду или Швейцарию – страны, занимающие лидирующее место в мире по качеству уровня жизни – фундаментом является обучение с дошкольного возраста финансовой грамотности с элементами социальной направленности.

Если не понимать всей серьёзности такой острой проблемы в сфере финансовой грамотности, то это может лишить Россию привлекательности для иммиграции из высокоразвитых стран.

В этом направлении предстоит очень трудоемкая работа, которая осложняется незнанием преподавателей законодательства в сфере финансовых рынков и банковских продуктов.

Занять активную позицию в развитии этого направления социализации детей – важная задача для педагогического коллектива. Педагогам предстоит учиться самим и обмениваться опытом с коллегами, обязательно вовлекать в учебный процесс в детских садах и младших классах школ родителей, пробивать через аппараты власти региона привлечение к этой работе на бесплатной основе представителей Банка России, Федеральной антимонопольной службы, Налоговой инспекции, Роспотребнадзора, службы судебных приставов, судебной системы, а также коммерческих банков с государственным капиталом (к примеру, Сбербанк, Россельхозбанк).

При участии родителей, у которых есть опыт использования финансовых продуктов, эта программа даст значительный эффект. При работе с малышами значимую помощь могут оказать старшеклассники, которые прошли предварительную подготовку.

В короткий срок реализовать пилотную программу по обучению детей финансовой грамотности позволит только совместная работа преподавателей с практиками в сфере финансовых рынков.

Важно не просто изложить материал, но и провести занятия в увлекательной игровой форме. Ключом к успеху должна стать разработка увлекательных игр. Право на жизнь должно оставаться за играми, которые выйдут за пределы образовательных учреждений и смогут распространиться в социальной среде по «сарафанному радио». Игра, которая «не пошла в народ», должна быть незамедлительно доработана до значительно лучшего уровня.

При условии успешного развития игр, качественной организации и проведении занятий в старших классах плоды труда педагогов будут ощущаться уже через 1-2 года. Методические и раздаточные материалы качественно проведенных занятий станут тиражироваться и распространяться по интернету. Интернет является наилучшим способом распространения важных и комфортно изложенных учебных материалов.

Итак, подведем краткие итоги изложенного:

1. Финансовая грамотность населения сегодня имеет огромное значение для будущего страны и является важной составляющей в социализации и ресоциализации.

2. Обучение финансовой грамотности не должно осуществляться без социальной направленности. Лозунгом обучения должен быть выражения: «Копейка рубль бережет»; «Заплати налоги, и спи спокойно»; «Деньги – это инструмент для борьбы со злом»; «Став богатым, заботься о своем народе»; «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему».

3. Обучение финансовой грамотности целесообразно обучать детей с 4 лет.

4. Среди родителей важно выявить работников финансовой сферы для снижения издержек обучения.

5. В процесс обучения следует вовлекать родителей, это поможет снизить нагрузку и себестоимость и увеличить эффективность обучения детей с 4 до 12 лет.

6. Через правительство области целесообразно вовлекать в процесс разработки увлекательных учебных кейсов на бесплатной основе надзорные госорганы и госбанки.

7. Следует проявить активность и приступить к разработке целевых настольных игр на бесплатной основе, которые легко создать при привлечении специалистов гос. учреждений, несмотря на имеющуюся информацию о государственной программе для школьников.

8. Учебные материалы в электронной форме и игры-бестселлеры следует размещать на общедоступных сайтах для скачивания и активно рекламировать ссылки в социальных сетях это легко осуществимо с привлечением детей с 1 по 11 класс на бесплатной основе.

9. Через правительство региона целесообразно на базе каждой школы организовать игровые банки, в которых в качестве сотрудников будут учащиеся. а в качестве клиентов учащиеся и родители. Целесообразно предложить Банку России, Правительству РФ и ОАО «Сбербанк России» открыть на базе Сбербанка детский банк, деятельность которого будет финансироваться из бюджета.

10. Периодически организовывать между школьниками соревнования по принципу игры «Что, где, когда?» или в виде деловых кейсов для проверки знаний и навыков.

11. Систематически проводить повышение квалификации педагогических работников и организовывать обмен опытом.

12. Проводить ежеквартально мониторинг с целью анализа результатов проделанной работы, устранения недостатков и совершенствования методики. Важнейшие показатели при этом: темпы роста эффективности труда педагога; оценка и темпы роста количества обученных и доля в них активистов (дети и родители); темпы роста обращений молодежи в ряд надзорных органов (показатель правовой активности); темпы снижения затрат на учебные материалы; темпы роста количества скачиваний электронных версий настольных игр с сайта; темпы роста уровня деловой активности молодежи в различных отраслях; оценка мнений родителей уровня вовлеченности ребенка в сферу финансовой грамотности и целесообразности проведения занятий (анкетирование); темпы роста уровня благотворительной поддержки молодежью сверстников-инвалидов 1 группы; темпы роста количества молодых людей, приступивших к накоплению в банке, и доля их в показателе «бросивших курить».

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности их психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

• научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

• с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

• научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Настоящее учебно-методическое пособие разработано в рамках реализации целевой программы Калининградской области «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011 - 2016 годах», Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», предназначено для проведения обучения финансовой грамотности дошкольников и направлено на приобретение и развитие знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т. п.) через проведение разнообразных игр: дидактических, настольно-печатных, ролевых. Учебный материал, изложенный в пособии, содержит план образовательных мероприятий, посвященных повышению финансовой грамотности дошкольников; сценарии мероприятий с мультимедийными иллюстративными материалами и методическими рекомендациями для воспитателей.

Список источников и литературы для педагогов:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012. – 106 с.

Электронные ресурсы для педагогов:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.

2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.

3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.

5. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

Список литературы для детей:

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Мастер-класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи»Мастер-класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи» Мастер класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности» Доходы и расходы семьи» для детей 5-7 лет. 1. для изготовления.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение финансовой грамотности для успешной социализации дошкольников в обществе
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 03:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение финансовой грамотности для успешной социализации дошкольников в обществе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Уреке в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД