Людмила Михайлова
Конспект НОД по речевому этикету в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому этикету в средней группе.
Программные задачи:
Формировать умение употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации;
Отрабатывать умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным;
Развивать интонационную выразительность речи.
Рассмотреть ситуации, когда жесты мешают нам в речи и от них надо избавляться;
Публикация «Конспект НОД по речевому этикету в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Воспитывать умение использовать все формы приветствия и прощания в повседневной жизни.
Напомнить детям скороговорку:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Сначала дети произносят скороговорку по частям (регулируя дыхание, по цепочке в форме диалога и меняя интонацию высказывания:
-повествование,
-вопрос,
-восклицание.
Упражнения на отработку дыхания:
-вдох через нос – выдох через рот,
- медленный глубокий вдох – короткий резкий выдох.
Игровая обучающая ситуация «Страна Вежливости»
Сообщить детям, что сегодня они отправляются в страну Вежливости.
Воспитатель: Ребята, вы, конечно, уже знаете много волшебных и вежливых слов, вспомните их, а пока вы думаете и вспоминаете, я прочту вам стихотворение, оно называется «Доброе утро».
Чтение стихотворения В. Кривошеева.
Вопросы к детям:
- Какие еще слова приветствия вы знаете?
-Какие слова прощания вам знакомы?
Воспитатель: Слова «здравствуйте», «до свидания» очень интересные они говорят о том, что мы желаем человеку здоровья, и надеемся увидеть его ещё раз.
А если ты произносишь эти слова с улыбкой – это значит, что ты не хочешь причинить вреда или обидеть, тогда самый грустный или сердитый человек, обязательно улыбнётся тебе в ответ.
Игра «Кто теплее и сердечнее произнесёт слова приветствия или прощания»
Дети сами оценивают высказывания друг друга.
Анализ речевых ситуаций :
Примеры ситуаций:
1. Вы с мамой или папой идёте в детский сад. По дороге вы встречаете своего друга. Как вы поздороваетесь с ним?
2. Вы вошли в группу. Увидели воспитателя. Кто должен поздороваться первым? Как вы будете приветствовать воспитателя? Детей?
3. Мама или папа пришли за вами в детский сад. Как вы будете приветствовать их? Какие слова помогут вам сказать, что вы очень рады их видеть?
В заключении воспитатель помогает детям сделать выводы:
-Здоровается первым тот, кто вежливее.
Важно не только знать словесные формы вежливости, но и научиться пользоваться ими уместно – в зависимости от ситуации.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
Ребёнок – водящий по жестам и мимике детей должен определить, где бали дети и чем они занимались.
Воспитатель: Вспомните, что такое жест? Мимика? Для чего они нужны?
(помогают нам выражать свои мысли и чувства более ярко и понятно.)
Воспитатель: Знаете ребята, а ведь очень часто жесты нам мешают в речи. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, как они ведут себя во время разговора? Некоторые постоянно что –то делают руками или ногами - крутят пуговицы, поправляют вещи и т. д.
(Дети приводят примеры – иллюстрации из жизни)
Воспитатель: На самом деле – это лишние жесты, они мешают слушать и не нужны в нашей речи, так же как и некоторые слова, например: «ну», «значит», «вот», «это», «э-э»
Воспитатель помогает сделать вывод: Нужно разговаривать так, чтобы всё – и мимика и жесты помогало передать содержание беседы или рассказа.
Игра – упражнение «Здравствуйте»
Воспитатель предлагает детям на каждый звук (букву) слова «Здравствуйте» придумать пожелание, например:
-«З» - здоровья,-«Д» - добра,«Р» - радости,«А» - активности, «В» - веселья, «С» - счастья, «Т» - терпения, «В» - везения, «У» - удачи, «Й» -искренности, «Т» - товарищей хороших, «Е» - естественности.
В случае необходимости объяснить значения слов.
Итог деятельности: Провести с детьми беседу – диалог по содержанию.