НАДЕЖДА КАЗАКОВА
Создание выразительного образа человека с дошкольниками в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Создание выразительного образа человека с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Казакова Надежда Константиновна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики.
Публикация «Создание выразительного образа человека с дошкольниками в изобразительной деятельности» размещена в разделах
«Рисование фигуры человека» является центральной темой в изобразительном искусстве. И это понятно: человек, его труд, его преобразующая природу и мир деятельность, всегда определяли общественное, социально – историческое значение произведений изобразительного искусства. Не случайно в первых же рисунках детей человек занимает центральное место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и сестренка, и папа, и любимые сказочные герои. Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт, чтобы грамотно и выразительно его изобразить. В свою очередь, изображение человека, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства. Количество и качество изображения детьми людей напрямую зависит от того, как ребенок (особенно старшего дошкольного возраста) умеет это делать. Зачастую ребенок, недовольный тем, что его изображение выполнено не на должном уровне, может просто отказаться от рисования человеческих фигур. Поэтому важное значение приобретает целенаправленное обучение детей изображению человека, обучение детей изображению человека в соответствии с его возрастными возможностями и индивидуальными способностями
На практике многие педагоги пасуют и зачастую отказываются от рисования с дошкольниками фигуры человека, не понимая, что данная тема очень обширна и интересна.
Над вопросом методики рисования человека впервые задумались художники эпохи Возрождения. Великий немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер оставил теоретические труды, представляющие большую ценность в области методики обучения. Много ценных мыслей о методике рисования человека высказал Иоганн Вольфганг Гете. В отечественной дошкольной педагогике проблеме изображения дошкольниками человеческой фигуры впервые уделила внимание Н. П. Сакулина.
Дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека вскоре после трех лет. В это время они пользуются несколькими основными штрихами, с помощью которых могут изобразить какого-нибудь человека : маму, папу или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется ребенком по одной и той же схеме: «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!» Напрашивается вывод: чтобы было развитие, необходимо систематическое, планомерное обучение.
Обучение детей дошкольного возраста изображению человека процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества.
И в то же время педагогическое руководство должно быть направлено не только на обучение искусству изображения портрета, но и на развитие восприятия, воображения. Иначе говоря, надо научить детей видеть и воспринимать, постепенно подводить к пониманию того, что их изображение может выражать различное содержание и руководство процессом должно быть направлено, прежде всего, на развитие эстетического восприятия, на образное отражение своих впечатлений в рисунке определенными изобразительными средствами. Надо найти такие педагогические приемы, которые способны возбудить интерес к рисованию человека, эмоции, воображение детей, активизировать процесс рисования, вызвать желание оценивать рисунок, находить в нем элементы выразительности.
В процессе воспитательной работы в данном направлении у детей развивается понимание создаваемого изображения, красоты и выразительности портретного рисунка.
Кроме всего сказанного, свободное и творчески создаваемое изображение ребенком мира людей не только позволит ему пережить радость творчества, радость создания выразительных образов, но и, наконец, поможет ему легче войти в реальные отношения с окружающим миром людей, то есть обеспечит один из путей осуществления процесса социализации ребенка - дошкольника. Рисунки старших дошкольников показывают их интерес и к социальным проблемам, и к истории жизни своего народа.
Немаловажно еще и то, что дети старшего дошкольного возраста скоро пойдут в школу, а практика показывает, что первоклашке, не умеющему изображать человека, будет довольно сложно создавать «живые», яркие работы, за которую учитель поставит положительную оценку, являющуюся в свою очередь основным мотивом для ребенка – первоклассника.
Изучив методическую литературу и последние современные новинки в области изобразительной деятельности, приходим к выводу, что в современных методиках обучения изобразительной деятельности определены задачи, которые нацеливают педагогов, работающих с детьми - дошкольниками, на проведение определенной работы по обучению детей изображению мира людей и ознакомление с жанром портрета в искусстве. Но работа по обучению детей дошкольного возраста изображению человека не представлена в данных источниках комплексно и в системе, при том, что имеется необходимость в ее проведении. Еще раз следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию человека в дошкольном возрасте является систематическая работа с использованием разнообразных приемов.
Залогом успешной работы над выразительностью человеческого образа является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.
Основной целью в проведении работы по обучению изображению человеческой фигуры с дошкольниками выступает деятельность педагога по формированию у детей 5–7 лет умения создавать эмоционально-выразительный образ человека в портретном рисунке.
Для достижения положительных результатов в данной деятельности необходимо решить ряд задач:
1. Формировать представления детей о языке изобразительного искусства через ознакомление с жанром портрета.
2. Способствовать развитию образного познания окружающего мира при обучении дошкольников изображению человека в изобразительной деятельности.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и умение выражать свое отношение к миру людей выразительными средствами изобразительной деятельности.
Систему работы по формированию у детей 5–7 лет умения создавать эмоционально-выразительный образ в портретном рисунке (по обучению детей изображению человека) составляют:
- занятия по ознакомлению детей с изоискусством (по ознакомлению с портретным жанром);
- непосредственно занятия по обучению детей изображению фигуры человека в рисовании и лепке (5-6 лет, изображению человека в движении (для детей 6-7 лет);
- включение в образовательный процесс разнообразных дидактических игр и пособий.
Работа ведётся поэтапно в трех направлениях, через интеграцию познания, искусства и творчества. Каждый этап представляет собой работу с детьми определённого возрастного периода.
На начальном этапе - блок занятий по ознакомлению детей с жанром портрета – это занятия, на которых дети знакомятся с портретной живописью.
Далее с детьми начинаем знакомство с различными видами портрета: одиночный, групповой, автопортрет. Здесь же дети узнают, что портрет может быть выполнен в скульптурном исполнении и знакомим с его видами: бюст, памятник.
В выпускной группе в занятия по ознакомлению детей с изоискусством включаем ознакомление с творчеством художников, с разнообразием решения одной и той же темы разными художниками, с различием манеры и техники исполнения портрета. Что, кроме живописных портретов существуют портреты в графическом изображении, выполненные графитным карандашом, тушью, углем.
На занятиях по ознакомлению с искусством необходимо развивать умение войти в состояние образа и развивать, в конечном итоге, эмоционально-личностное отношение к произведению, вызвать у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.
На таких занятиях в соответствии с содержанием широко используется художественное слово, кроме этого, часто звучит музыка. Ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания ребёнка. Особым эффектом обладает классическая музыка.
Используются разнообразные методические приёмы : вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине. В конце года заключением бывает проведение вернисажа, где представляются репродукции картин, которые рассматривались в течение года.
Работа по обучению детей рисованию начинается с развитием ручной умелости, включающей технику изображения, формообразующих движений, обобщённых способов действий и регуляции изобразительных движений. Обучение изображению портрета начинаем с рисования головы.
Для таких занятий изготавливаются различные пособия и игры. Пособие «Как рисовать портрет» представляет собой папку-передвижку, где на 6 листах показано поэтапное изображение лица человека.
В старшем дошкольном возрасте дети узнают о том, что глаза, носы, рты, уши при внешнем сходстве имеют самые различные формы и располагаются на лицах по-разному. Необходимо разглядеть эти особенности, которые называются чертами или характером лица. Здесь используются дидактические игры «Найди недостаток в портрете», «Составь портрет сказочного героя», «Семейный портрет», мозаика «Портрет».
С целью постижения мимики лица используются: пособие «Схемы настроения», дидактические игры «Придумай и собери портрет», «Шапка-невидимка».
Здесь к тому же не обойтись без упражнений в подборе детьми определений для характеристики образа. Ведь только глаза, кроме того, что они бывают по форме маленькие, большие, узкие, прищуренные, раскосые, миндалевидные, могут быть горящие, искрящиеся, лукавые, хитрые, злые, потухшие, усталые.
Главное в успешной работе по обучению детей изображению человека – заинтересовать детей. И здесь большое значение имеет наличие разнообразного наглядного и иллюстративного материала. Начинаем с рассматривания наглядных пособий с изображенными фигурами девочки и мальчика. Обращаем внимание на основные пропорции, основные «части» тела. Оказывается, плечи шире головы, а руки спускаются вниз, доходя до середины бедра (Обычно руки на рисунках детей получаются очень короткими). Далее привлекаем детей к рассматриванию «живой натуры». Детям очень нравится позировать. Вызывается ребенок из группы. Это еще интересней и понятней. Дети рисуют «с натуры», стараясь понять, запомнить и передать основные пропорции. Так шаг за шагом дети подводятся к изображению фигуры человека в движении.
Здесь неоценимую помощь оказывает использование пособий:
- «Палочные человечки»
- «Двигающийся человечек» на фланелеграфе
- Деревянная модель человека со сгибающимися в суставах руками и ногами (магазин «ИКЕЯ»)
Дети изображают движения человека при помощи рисования палочек. Можно придавать разное положение палочным человечкам на листе бумаги карандашом, можно рисовать мелом на доске или на мольберте, стирая губкой и рисуя вновь, если получилось не совсем удачно. Так при помощи схематичных изображений ребенок понимает, что в зависимости от рода движений меняется положение туловища, рук, ног.
На следующих занятиях дети пробуют одеть «палочки», учатся добавлять толщину, и изображение приобретает более реалистичные формы. Можно предложить детям пособие «Двигающийся человечек» (плоские, двигающиеся в суставах макеты человека). Каждый ребенок на своем фланелеграфе может придавать своему человечку любые позы, переносить эти движения на лист бумаги.
На данном этапе детям предлагается изображение человеческой фигуры в движении на занятиях с различной тематикой, где дети еще и еще упражняются в изображении человеческой фигуры в движении.
Хотелось бы, чтобы дети, прежде чем нарисовать фигуру того или иного персонажа, задумались, какой он по характеру, какое у него настроение, и попробовали бы выразить в рисунке свое отношение к изображаемому. Необходимо обращать внимание детей на выражение внутреннего мира человека при рисовании человеческой фигуры и здесь нелишним будет использование в данной работе организация восприятия произведений изобразительного искусства. К примеру, рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Аленушка», картины Маковского «Дети, бегущие от грозы», Венецианова «Вот тебе и батькин обед», В. Серова «Стрекоза» и др. В этих картинах через движение передается настроение героев. В позе изображенных художниками персонажей мы чувствуем «радость», скорбь», «страх».
Нельзя не сказать и о таком аспекте при изображении фигуры человека, как цветовое решение. Например, при изображении грустных, злых персонажей цвет детьми выбирается темных и холодных оттенков. Яркие персонажи с радостным, оптимистичным настроем раскрашиваются в яркие, жизнерадостные краски. Дети сознательно выбирают яркие цвета, и это делает рисунки более выразительными, а движения нарисованных героев более динамичными.
Для того, чтобы в полном объёме дать детям весь представленный материал, не перегружая ребёнка и сохраняя у него интерес к занятиям по изображению мира людей, необходимо грамотно организовать педагогический процесс:
1. Занятия в изостудии проводить подгруппами по 8 – 10 детей.
2. Дети приходят очень разные: это и одарённые дети, дети с хорошими изоспособностями и дети, требующие особой поддержки и заботы. И очень важен индивидуальный подход и создание на занятии ситуации успеха ребёнка, которая в дальнейшем помогает ему свободно выражать свои мысли и чувства. Улыбка, ласковое слово, похвала и посильная задача, поставленная перед ребёнком, приносит раскрепощённость, уверенность в своих силах и помогает проявиться творчески.
3. Важна на занятиях смена видов деятельности, т. е. чередование умственной и мышечной нагрузки.
4. Максимальное использование игровых сюжетов помогает сохранить заинтересованность в течение всего занятия.
5. Необходимо разнообразие демонстрационного и раздаточного материала.
Еще одно необходимое условие - установить доверительные отношения с родителями, по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу, приобщать к изготовлению необходимых пособий, учитывая их рекомендации.
В результате систематической и планомерной работы у детей появится потребность в общении с прекрасным при ознакомлении с изобразительным искусством, появится желание и умение качественно и выразительно изображать человека в изобразительной деятельности, повысится самооценка, появится уверенность в своих способностях. Кропотливая, упорная работа непременно даст положительные результаты.
Литература:
1. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество» Москва, Карапуз – Дидактика, 2006.
2. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М. : Просвещение, 1996.
3. Методические рекомендации Т. Комаровой и Н. Пантелеевой «Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета», - «Дошкольное воспитание», №№ 3 - 5, 2005 г.
4. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М. : Педагогика, 1965.
5. И. Селютин «Как нарисовать фигуру человека», из серии «Волшебный карандаш», - М. ,АСТ-издательство, 2007.