Ирина Кравченко
Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте.
В чём актуальность этой проблемы? В том, что детей с нарушениями речи становится всё больше. И в том, что эту работу необходимо проводить со всеми детьми, имеющими нарушения речи, т. к. и у детей с ОНР и с ФФН нарушены звукопроизношение и фонематический слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в обучении грамоте и к появлению специфических нарушений письменной речи.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
Публикация «Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1 принцип. На занятиях по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте одновременно должны решаться 3 задачи:
1). Развитие фонематического слуха.
2). Формирование правильного звукопроизношения.
3). Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов.
2 принцип. Предусматривается определенное соответствие между изу-чаемыми звуками и теми или иными формами анализа.
3 принцип. Использование на занятиях максимального количества анализаторов.
1. На занятиях прежде всего отрабатывается произношение гласных зву-ков: у, а, и, о, затем простых согласных: п, п', м, м’,к, к', х, х' и вновь поставленных звуков : л', с, с', з, з' ,ц, т’, б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р', ч, щ.
В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно ввожу упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж); свистящие и шипящие (с-ш, з-ж); фрикативные и аффрикаты (с-ц); плавные и вибранты (р-л, р'-л'); мягкие и твердые (с-с', з-з' и др.).
С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи—дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения.
На каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание детей привлекаю к отдельным звукам и звукам в составе слова («Хлопни в ладоши, если услышишь звук у; если услышишь слово со звуком г; слог со звуком и» и т. п. ; «Отбери картинки, в названии которых есть звук к» и т. п.).
Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей под-вожу к овладению навыками полного звукового анализа слов.
2 принцип. Предусматривается определенное соответствие между изу-чаемыми звуками и теми или иными формами анализа.
Так, первоначальная подготовка к анализу включает в себя следующие разделы:
1) анализ гласных рядов из 2-3 звуков; выделение первого ударного гласного звука (а, о, у, и) в начале слова. На материале этих звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях;
2) выделение первого и последнего согласного звука в односложных словах (кот, мак); анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок;
3) выделение в слове ударного гласного из положения после согласного (кот, танк);
4) овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов типа са, а также односложных слов типа суп, сок, сук.
5) овладение полным звуко-слоговым анализом односложных, дву-сложных и трехсложных слов без стечения согласных и со стечением (ваза, панама, стул, кошка, стакан, капуста и др.).
Основной единицей изучения становится слово. Дети учатся делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Сначала обозначается все слово, затем слоги и далее звуки.
Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены одного звука другим, путём добавления заданного звука и т. д. (Мура — Шура, кот — крот и т. п.).
По мере овладения детьми этими навыками во фронтальные занятия включаю все большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. В это же время дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой (согласные звуки). Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа : слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение слова по слогам. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трех. Обучение складыванию слов из разрезной азбуки сочетается с обучением письму. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанные слова и короткие предложения.
3 принцип. Использование в работе с детьми различных анализаторов.
1). Слуховой.
2). Зрительный – использование цветных квадратов для обозначения гласных и согласных звуков, схемы для характеристики звуков, использование готовых слоговых и звуко-слоговых схем, на которых слоги обозначены красными полосками, использование символов гласных и согласных звуков в старшей группе по методике Ткаченко Т. А.
3). Кинестетический – связь речи с движением. Это и отхлопывание рит-мической структуры гласных рядов, слоговых цепочек, отхлопывание слов по слогам; звуковой анализ и синтез слогов с движениями рук, отсчитывание слогов на пальцах рук и т. д.
В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением.
Итак, к концу обучения дети, как правило, правильно произносят и различают все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, умеют читать и писать слова и короткие предложения, с последующим объяснением смысла прочитанного. Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к школе.
Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки не представляет специфических трудностей. Более того, наблюдения показывают, что дети логопедических групп, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоты, чем их нормально развивающиеся сверстники.