Оля Донцова
Обучение детей ориентировке в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей ориентировке в пространстве.
Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
Пространственная ориентировка - это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы.
Темочки:
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.
Таким образом, можно утверждать, что активная двигательная деятельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространственных представлений.
Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).
Знакомит с пространственными отношениями : далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.
Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам. Ребенок в возрасте 4—5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 метра. Дети 2—4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате двигательных упоений — в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к собственному движению (глаз, головы, тела и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практическое освоение (расстояние от одного предмета до другого). В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка.).
По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово. Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:
• вверху — это там, где голова;
• внизу — это там, где ноги;
• впереди — это там, где лицо;
• позади — это там, где спина;
• справа — это там, где правая рука;
• слева — это там, где левая рука, и т. д.
Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Постепенно дети овладевают пониманием парности пространственных направлений. Первоначально могут их путать, особенно понятия «справа», «слева». Обычно выделяется одно направление и на основе сравнения осознается другое: под -» над; справа -> слева; вверху -» внизу; сзади -> впереди.
Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в двух аспектах.
Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).
Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта, что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
Значение развития пространственных представлений у дошкольников
Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
Развивается логика, мышление, воображение, игровая, трудовая, изобразительная, конструктивная, учебная деятельности.
Расширяет кругозор.
Формируются навыки ориентировки на улице.
Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.
Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:
I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово.
Дошкольный возраст — это период освоения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям. Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.
1. Учить ориентироваться на своем теле («на себе» — Я).
2. Учить различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -») : вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.
3. Учить определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).
4. Учить определять собственное положение в пространстве (Я -» П).
5. Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л).
6. Учить определять местоположение предметов относительно друг друга (П - П).
7. Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДЦ). 8. Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
9. Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.
Методика формирования умения ориентироваться на своем теле «на себе» — Я
В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем ножки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.
В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.
Последовательность формирования знаний:
1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека) : —Покажи, где голова. —На что надел ботинки? —Помоем спинку.
2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.) —Впереди — лицо, грудь, живот. —Сзади — спина. —Вверху — голова. —Внизу — ноги. —Руки — по бокам.
3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их) : —В какой руке держишь ложку? —В какую руку взял хлеб? —В какой руке держишь карандаш? —Какой рукой придерживаешь лист бумаги?
4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук) : —Левая нога там, где левая рука. —Правая нога с той стороны, где правая рука.
Дидактические игры: «Кукла моется», «Оденем куклу»; «Покажи, что назову».
Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» — Я ->
Только после изучения собственного тела и направлений на нем переходим к ориентировке относительно себя.
Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях й вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».
В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ». —Раскладывай круги правой рукой слева направо. —Подними левую руку вверх? —Взмахни флажком вправо, влево. — Посмотри вниз, вверх. - Сделай два шага назад, вперед.
Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя П -» Я
В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него. В его пассивном и активном словаре появляются пространственные предлоги и наречия.
В средней группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:
—Стол стоит справа от меня.
—Стул стоит передо мной.
—Сзади меня окно.
Методика формирования умения определять собственное положение в пространстве Я -> П
Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов:
—Я сижу за столом.
—Я сижу на стуле.
—Я лежу под одеялом.
—Я стою у окна.
—Я спрятался за шкаф.
Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П -» Л
Со старшей группы учим детей ориентироваться относительно другого человека.
В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.
Со II младшей группы начинаем работу с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя:
—Карандаш лежит на столе.
—Кубик упал под стол.
—Ручку достала из стола.
—Мяч выкатился из-под стола.
—Игрушка показалась из-за спины.
—Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пирамидкой.
—Поставь предметы друг за другом.
—Поставь игрушки напротив друг друга.
Методика формирования умения двигаться в заданном направлении
Во время игр, на прогулке, на музыкальных и физкультурных занятиях дети учатся ориентироваться в движении :
—Повернись направо, налево.
— Сделай два шага назад, вперед.
Со средней группы на занятиях по математике у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении :
—Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни направо. Там ты найдешь секрет.
- Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три шага направо, один назад и повернуться налево.
Усложнения:
• сначала задания даются по частям, по мере выполнения;
• затем можно дать всю инструкцию целиком;
• постепенно увеличивается площадь для игры;
• увеличивается темп;
• можно предложить выполнять задания с закрытыми глазами; «Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать инструкцию) и др. Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД) Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице: —По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны.
—Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя середины, направо.
—Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, зеленый свет светофора.
—Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди.
—И др. В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.
Методика обучения ориентировке на листе бумаги
Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например, в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа. Во II младшей группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:
—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, раскладывай слева направо (или сверху вниз).
—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
Последовательность формирования ориентировок :
1. Знание плоскости листа. Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).
Фрагмент 1:
—Что это? (Лист бумаги.)
—Какой он формы? (Формы прямоугольника.)
—Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.)
—Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)
—У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.
— Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя.
Повторите верхняя сторона.
—Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона.)
—Почему? (Она находится внизу.)
— Эта сторона находится справа (ближе к правой руке, он называется правая.
— Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)
— А как будет называться эта сторона? (Левая сторона.)
— Почему? (Она находится слева.) — Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной, поэтому называется верхний левый угол. Повторите.
- Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол.)
- Почему? (Он находится внизу слева.)
- Покажите и назовите все стороны и углы листа.
2. Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей (рис.) и обсуждение расположения на ней картинок. Рис. Карточки переворачиваются, и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа). Замечание: картинки изображаются так, чтобы их можно было узнать при переворачивании, и они не были бы «вверх ногами».
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
Фрагмент 2: Работа с раздаточным материалом: —Положи треугольник в левый верхний угол.
—Справа от треугольника положи круг.
—Справа от круга положи квадрат.
—Где находится круг относительно квадрата?
—В каком углу находится круг? Дидактические игры «Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»; «Составь узор по образцу» (/ вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе. // вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается, сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки, результат обсуждается); «Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку
В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками. Последовательность обучения :
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь: Лист состоит из двух страниц. Тетрадь состоит из листов.
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства. Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку.
Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.
Фрагмент 1:
—Что вы видите на доске?
—Это клетки. Какой они формы? (Формы квадрата.)
—У вас листы бумаги тоже в клеточку.
—Обведите одну клеточку, какую хотите, так же, как я.
—Обведите клеточки через одну до конца страницы.
—Это называется строка.
—А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы.
—Это столбик.
Фрагмент 2:
—Найдите на странице левый верхний угол.
—Отсчитайте 3 клетки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку.
—Отсюда мы будем рисовать узор.
Замечание: некоторые дети вначале не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка «нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.
4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку. Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:
—Продолжи узор. В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму).
5. Рисование фигур по точкам: Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения: —Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. (Аналогично — вертикальный.) —Нарисуй горизонтальный отрезок длиной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (Треугольник.) —Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (Флажок.) Замечание: дети проводят линии от руки без линейки. Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.
6. Запись цифр. При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+, -, =) на листе бумаги в клетку. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решения арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей. Замечание: работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы: «Количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических задач, запись арифметических примеров и др.); «Величина» (рисование отрезков разной длины, сериационных рядов и др.); «Форма» (рисование геометрических фигур и др.).
Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах
Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное).
Усложнение заданий:
1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели).
2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:
• игрушечной мебели;
• плоских изображений предметов;
• условных знаков;
• геометрических фигур.
3. На схеме обозначить стрелками словесные направления движения.
4. Пользуясь картой, найти клад.
5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом. В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения. Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.