Татьяна Фаустова
Консультация Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрен
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Публикация «Консультация Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрен» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу особенностей пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Раскрыть суть коррекционной работы по формированию умений ориентироваться в пространстве как компенсирующего воздействия на ребенка в условиях детского сада.
Нарушение зрения, возникающее в раннем детстве, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро-ориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка в пространстве требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния). Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Успешности интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улицах населенного пункта, в общественных местах.
Недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Многочисленные исследования показали, что дети с нарушениями зрения спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях развития двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки.
Различная степень тяжести зрительной патологии у детей вносит своеобразие в развитие их пространственной ориентировки.
Основные причины трудностей
пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
(слабовидящие дети, дети с косоглазием и амблиопией).
Что характерно для каждой из названных категорий детей :
1. Переоценка детьми своих зрительных возможностей, опора при ориентировкена неточное зрительное восприятие.
2. Искажение восприятия предметов и их расположения в пространстве в связи с низкой остротой зрения и нарушением других зрительных функций.
3. Искажение восприятия глубины пространства, удаленности предметов, расстояния между ними в связи с нарушениями бинокулярного зрения.
4. Неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке.
Общие для всех категорий детей с нарушением зрения причины :
1. Недостаточный запас предметных и пространственных представлений.
2. Сложность анализа и синтеза получаемой через сохранные анализаторы информации об окружающем пространстве.
3. Непрочная связь между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесными обозначениями.
4. Нарушение микро и макрокоординации движений.
Несмотря на то, что каждой из названных категорий детей с зрительной патологией присущи свои специфические трудности освоения пространства, есть общие моменты, на которые можно опираться при обучении детей.
При обучении ориентировке в пространстве прежде всего необходимо поставить понятные и доступные выполнению детьми задачи, а также обеспечить безопасность детей при передвижении в пространстве и действий в нем. Нужно научить детей сравнивать окружающие предметы по сходству и различию признаков, выделять с помощью зрения заданные объекты среди нескольких других.
У детей с косоглазием и амблиопией большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры, требующие оценки детьми глубины пространства, удаленности предметов и объектов и расстояния между ними. Например, такие, как теннис, бадминтон, баскетбол. Достаточно высокая острота зрения у детей данной категории позволяет им участвовать в этих играх. Слабовидящим детям полезны игры, в которых они должны определять удаленность объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояние между ними. Но так как у этих детей низкая острота зрения, то им доступнее настольные игры «Бильярд», «Футбол», «Волейбол, «Хоккей», «Баскетбол», «Кольцеброс». С целью закрепления бинокулярного зрения и развития стереоскопического полезно также проводить игры с крупным строительным материалом, разными конструкторами.
Работа по обучению пространственному ориентированию детей с нарушением зрения осуществляется с использованием всей сенсорики детей : нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Необходимо обучение использованию в практической ориентировке информации об окружающем, получаемой с помощью всех анализаторов. Детей следует учить осмысливать свои восприятия, соотносить их с объектами, расположенными в окружающем пространстве. В этом помогут направляющие вопросы и инструкции : «Расскажи, что ты сейчас слышишь», «Какой предмет издает этот звук?», «С какой стороны от тебя этот звук?», «Найди предмет, который звучал, среди других».
Научив детей узнавать окружающие предметы и объекты с использованием нарушенного зрения и сохранных анализаторов, следует упражнять их в определении и сравнении конкретных пространственных признаков и отношений. Это могут быть дидактические игры и упражнения на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространстве относительно ребенка и друг друга: «Найди такую же игрушку (по величине, форме)», «Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)», «Узнай игрушку на ощупь», «Узнай геометрическую фигуру на ощупь», «Что от тебя справа, слева, впереди, вверху?», «Найди предметы названной формы», «Составь узор из геометрических фигур», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол».
Значимость этой работы обусловлена тем, что обучение ориентированию в пространстве основывается на накоплении детьми чувственного опыта, действий с окружающими предметами, на практическом выделении детьми пространственных признаков и пространственных отношений между предметами. В обучении детей с зрительной патологией это особенно актуально, так как их запас представлений об окружающем значительно беднее, чем у нормально видящих детей.
Обучение детей с нарушением зрения пространственному ориентированию начинается с освоения ориентировки в помещениях детского сада. В первую очередь детей следует познакомить с расположением помещений, связанными с повседневной жизнью (спальня, игровая комната, раздевалка). Одновременно во время прогулок детей учат ориентироваться на прогулочном участке. Сохранные анализаторы также должны «работать» на ориентировку. Необходимо специально учить детей комплексному использованию всех анализаторов при освоении ими пространства. Надо сформировать у детей прочные навыки ориентировки на собственном теле и умении определять «точку отсчета», от которой можно ориентироваться в окружающем пространстве. Такими исходными точками отсчета (ориентировки) в помещении могут быть двери, окна, на участке - калитка, беседка.
Для создания у детей представлений о пространственных отношениях необходимо учить располагать предметы в заданном порядке в микро и макро-пространстве. Например, задания: «Поставь стул слева от стола», «Поставь стул справа от себя». Для того, чтобы дети поняли относительность воспринимаемых пространственных отношений, надо использовать прием поворота на 90 и 180 градусов. Надо объяснить, что словесное обозначение расположения объектов в пространстве связано с местоположением самого ребенка, т. к. при повороте изменяется пространственное положение предмета относительно него.
Знакомство с приемами обследования замкнутого пространства – важная часть работы по обучению ориентированию в пространстве. Первичное обследование любого помещения надо начинать с определенной исходной точки отсчета – от двери и слева направо. Для закрепления приобретенных навыков ориентировки в ограниченном замкнутом пространстве проводят следующие упражнения «Поставь предмет в указанное место», «Расставь предметы, как скажу», «Что изменилось вокруг тебя?».
Ребенок с нарушением зрения должен получить возможность всестороннего проявления его личности не только в учебном процессе, но и обрести тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя, окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.