МААМ-картинки

Обучение детей описанию предметов в разновозрастной группе

Зарина Валиева
Обучение детей описанию предметов в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей описанию предметов в разновозрастной группе.

В книге В. Н. Аванесовой «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе» рассказывается о необычном способе обучения в смешанных группах. Автор говорит о том, что при выявлении задач, тематики, видов и методов обучения на уроках в малокомплектных детских садах, нужно уметь грамотно объединять основные обучающие материалы с нюансами образования разновозрастных детей. Другими словами, воспитателю нужен навык дифференцированного обучения. Но о дифференцированном обучении в книге говорится обобщенно, без примеров отдельных занятий.

Публикация «Обучение детей описанию предметов в разновозрастной группе» размещена в разделах

Практика педагогов, современные экспериментальные разработки, проведённые в лаборатории дошкольного воспитания НИИ школ Министерства образования РФ говорят о том, что одним из самых перспективных видов обучения в группах с детьми разного возраста являются однотемные уроки. Готовясь к ним, воспитатель может значительную часть времени посвящать выбору обучающих материалов и способов обучения. Согласно исследованиям, самые сложные однотемные уроки по развитию навыка рассказывания бывают с воспитанниками в возрасте 4-6 лет.

Зачастую в дошкольных учреждениях воспитанники учатся оставлению рассказов-монологов, содержащих описания игрушек, вещей, картин. Обучение проходит поэтапно : в средней группе дети постигают мастерство описания и пересказа, в старших появляются иные формы. Основное педагогическое требование к воспитанникам подготовительной группы — оттачивание ранее полученных навыков. Программа по речевому развитию включает в себя следующие формы обучения : образец, план рассказа, анализ высказываний ребенка и т. д. Рассмотрим некоторые нюансы оценки этих методов.

Педагоги и учёные считают, что образец рассказа — это базовый прием, которому нужно уделять внимание. Он упрощает ход обучения, потому что воспитанникам показывается итог, к которому они должны прийти. В нём описывается содержание их будущих рассказов, их размер и последовательность изложения. Основные критерии образца рассказа — это содержательность, лаконичность, выразительность и эмоциональность. Центром внимания должен быть языковый материал, который также является объектом изучения.

Но образец рассказа для каждой возрастной группы свой. Отличается размер рассказа, содержание, информативность, различные речевые конструкции. Для средней группы обычно подходит полный образец, так как дети средней группы детского сада только начинают учиться монологу. Детям старшей группы уже необходимо показывать не только результат речи, но и то, каким образом они этого результата достигли. В этом случае образец рассказа может выглядеть по-разному. Отбор речевых форм в этом смысле уже осознанный, ему способствует анализ рассказа. Таким образом выделяется план. Составление наборов предметов и игрушек служит базой для речевого образца. А. М. Бородич в данной теме дает определённые рекомендации. Она считает, что для средней группе лучше подбирать образные игрушки, которые отличаются выраженной индивидуальностью, так детям будет понятно состояние объекта. Для старшей группы уже можно подбирать более сложные предметы, которые требуют описания пространственного расположения их частей, формы, объема и материала (будильник, радиотелефон, плита, машина).

Часто при обучении рассказу используют план рассказа. Это несколько главных вопросов, отражающих суть и последовательность рассказанного. Л. Федоренко считает, что при обучении рассказу такая цепь вопросов развивает у ребёнка логику повествования. План рассказа или цепь вопросов может быть простой или сложной. Сложная цепочка предусматривает уточняющие вопросы.

А. Зрожевская В своем исследовании делит излагаемый материал на две части: в первой части дается общее описание предмета, лица или явления, передаются общие впечатления. Во второй части говорится о конкретных свойствах предмета, подчёркивающих его цельное описание и вытекающих из него. Совокупность этих частей, по мнению автора, имеет смысл использовать при создании плана рассказа-описания. Рассказы детей старшей группы должны оцениваться строже, чем младших воспитанников. А. М. Бородич советует предоставлять возможность детям подготовительной группы анализировать рассказы их товарищей. Дети в шесть лет уже могут оценивать качество, полноту и выразительность изложенного рассказа. Таким образом, у многих авторов прослеживается один общий тезис: образец, план, оценка изложения, выбор дидактических материалов зависит от возраста детей, соответствующих этому возрасту возможностей и уровня речевого развития.

Отличительной чертой малокомплектного детского сада является то, что дети средней группы имеют хороший уровень развития речи, а в отдельных случаях могут опережать показатели нормы. Дети старших групп, входящие в смешанные группы, развиваются нормально, соответственно своему возрасту. К сожалению, данная положительная тенденция прекращается, когда дело касается детей семи лет. В частности эта тенденция касается обучения рассказыванию.

В чем причина этого явления? Есть версия, что воспитатели, которые работают в смешанных группах, готовя уроки по обучению рассказыванию, в качестве базы выбирают программу старшей группы. Таким образом, критерии и нормы рассказа ребенка становятся усредненными, в приоритете более простые методики обучения и воспитания.

Л. С. Выготский советовал учителям, работающим с детьми, уделять внимание их «зоне ближайшего развития». Эта рекомендация, как считает А. М. Бородич, не до конца изучена педагогикой. Педагог в качестве ориентира должен выбирать завтрашний день развития ребенка, он должен понимать, что сегодня делает ребенок с поддержкой педагога, а завтра умеет делать сам. Особенно это касается разновозрастных групп. В них педагогическая методика строится следующим образом: Ребёнок среднего дошкольного возраста, взаимодействуя со взрослыми, всегда понимает, к чему ему нужно идти. «Зона ближайшего развития» в этом случае — это упражнения, рассказы, задачи, рассчитанные на детей старшего дошкольного возраста. Как результат, появляются успехи среди сверстников, которые ходят в обычные группы. В наиболее сложном положении находятся дети семи лет. Они имеют ту же цель — обучение рассказыванию, которая была для них актуальна и в пять лет. Из-за этого на многих уроках детям становится скучно, они теряют сосредоточенность, отвлекая и педагогов, и других детей в группе.

Поэтому с целью улучшения процесса по обучению детей 4-6 лет рассказыванию нужна дифференциация обучающего материала. Практические исследования были проведены в двух малокомплектных детских садах, брались группы с примерно одинаковым уровнем развития речи. В экспериментальной группе выбрали предметы с учётом рекомендаций А. Бородич. Для среднего дошкольного возраста: плюшевый медведь, пластмассовый снеговик, резиновые ежики, котенок. Для старших дошкольников: пластмассовый будильник (на батарейках, фотоаппарат, кукла-клоун, видеотелефон, заводная машина-автокран. Для подготовительной к школе группы : электрическая пластмассовая машина с резиновым водителем-собакой, набор фарфоровой чайной посуды (на подносе чайник и блюдце с чашкой, кукла Буратино, два зайца (деревянный и резиновый).

Готовиться к занятию начали за два-три дня. В процессе диалога дети могли не просто запоминать слова, а относить их к предметам. Ответы на вопросы, которые задавались воспитателем, послужили базой для будущего плана рассказа: Что это? Какая это игрушка? Какое впечатление она на тебя производит? Почему ты так считаешь?

В чем смысл такой подготовительной работы? После ответа на данные вопросы возникает определённый план повествования, соответсвующий нормам и программам, имеющимися для разновозрастных групп. Эксперимент с группами разных возрастов проходил в послеобеденное время в течение 25—30 минут, для каждой возрастной группы было отведено в среднем примерно 6—10 минут. В этот момент остальные дети играли. В контрольной разновозрастной группе подготовка происходила на базе рекомендаций программы для старшей одной возрастной группы.

В чем важность дифференцированной подготовки к занятию? Рассмотрим определённые нюансы и на основе этого сделаем заключения. В старшей смешанной группе при обучении рассказу нельзя использовать образец повествования, общий для всех. Для одних он слишком сложный, для других слишком лёгкий. Дифференцированная подготовка к занятиям позволяет воспитателю предоставлять отдельный шаблон повествования для определённой возрастной подгруппы, предупреждать возможные неточности, делать акцент на главных моментах.

Приведём в качестве примера занятие «Дом игрушек». В экспериментальной группе заранее выбрали игрушки, положили их на три стола. Столы для детей 6-7 лет были рядом, для младших — чуть дальше. Урок проводился самим воспитателем и старшим воспитанником. Предварительно воспитанник вместе с детьми четырёх лет рассматривал игрушки, также заранее ему показали выбранные предметы и рассказали, как они должны быть описаны младшими детьми. Занятия проводилось совместно. Со старшими детьми был воспитатель, а с теми, кто помладше, старший товарищ. Когда описания были рассказаны, старший воспитанник занимался далее со младшими в игровой зоне. В результате урока вся группа изучала описания младшей группы. В результате за 30 минут рассказы рассказали тринадцать воспитанников из девятнадцати (четверо среднего дошкольного возраста, четверо — старшего, пятеро — седьмого года). Быстрота была обусловлена тем, что урок был качественно подготовлен и организован.

В контрольной группе все игрушки поставили на один стол. Дети самостоятельно выбирали их для описания. Педагог анализировал каждое описание. За полчаса рассказали описания девять детей из девятнадцати (шесть детей 7 лет и трое — 6 лет). Но только три рассказа были рассказаны соответственно требованиям. Дети часто отвлекались, что, как считают воспитатели, задало общую атмосферу занятия и отрицательно сказалось на качестве их рассказа. Присутствовали постоянные повторы, долгие паузы, описание простейших элементов, зачастую не первого значения, примерные данные.

Воспитанники брали игрушки, которые они не могли описать. Четырёхлетний ребёнок мог выбрать игрушку, описание которой далось бы ем с трудом. А старшие дети уделяли внимание тому, какую игрушку можно купить. Они выбирали для рассказа игрушки, рассчитанные на малышей. Кроме того активность старших ребят не давала выступить младшим. Малыши только слушали.

Параметры для оценки рассказов детей были следующими :

1) Объем повествования (совокупная продолжительность и число слов в рассказе);

2) Программа рассказа (умение детьми самостоятельно построить план монолога);

3) Речевая активность (умение строить монолог без дополнительных вопросов и помощи воспитателя).

В целом мы исследовали 35 монологов-описаний воспитанников, и их объём был примерно одинаков. Все подгруппы обучались по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Заметная разница была в рассказах детей 4-6 лет. Важные положительные характеристики, которые были отмечены в экспериментальной группе : большое количество слов в предложении, меньший размер самого рассказа, умение составлять из слов сложные сочетания и конструкции, навык последовательного рассказа, правдивость информации, чистая речь без повторов, смысловая логичность, неторопливый разборчивый темп повествования.

Приведём для примера некоторые рассказы-описания экспериментальной группы.

Экспериментальная группа

Средний дошкольный возраст

Оля В. (4 года 7 мес). Это снеговик. Сделан он из пластмассы. Тело у него желтое. И рукавчики желтые. А голова белая. Носик — оранжевая морковка. Ротик красный. А глазки синие. На голове синее ведро.

Старший дошкольный возраст

Катя Б. (5 лет 11 мес). Это клоун. Он сделан из резины. А ножки у него из пластмассы, и шейка, и тельце. А ручки и личико у него сделаны из резины. У него одна сторона красная, а другая желтая. А сзади у него все наоборот. У него коричневые глазки и черненькие зрачки, красненький носик и розовые губы. У него брови серые и реснички тоже, только чуть посветлее. У него желтые туфельки. Эта игрушка мне нравится.

Подготовительная к школе подгруппа

Иван Г. (6 лет 11 мес). Это зайчики. У одного зайчика серые глазки и косые зрачки. Он весь сделан из резины. Ушки и животик у одного зайчика бежевые и хвостик серый, а в основном заяц весь белый. У него бледно-бледно розовый носик, мордочка и ротик. Раскрашен только носик. А второй зайчик из дерева. Головка у него белая, ушки белые, потому что было зима. У него такая же мордочка, только у резинового не было усов, а у него есть.

Занятия-игры. Занятие-игру «Магазин» мы проводили в нескольких версиях.

Первая версия. Тема: «Дом игрушки». Цель: учить детей составлять рассказы-описания. Главный мотив речевой деятельности — рассказать об игрушке так, чтобы ее продали. (Занятие, подготовка, подбор дидактического материала описаны выше. Его мы проводили несколько раз в год, меняя виды игрушек.)

Второй вариант. Тема: «Магазин елочных украшений». Цель: улучшать навык детей составлять рассказы-описания. Главный речевой мотив: в группе нужно украсить елку, около нее днем будут играть дети, а ночью игрушки. Тот, кто расскажет об игрушке соответственно заданию, сможет повесить ее на елку. Дидактический материал; для среднего дошкольного возраста: простые игрушки, сделанные из бумаги, пенопласта, цветной фольги; для старшего дошкольного возраста: шары, бусы, игрушки на защепках; для ребят подготовительной подгруппы : сюжетные игрушки и шары с разнообразными цветовыми узорами.

Третий вариант (занятие проводили в конце года). Тема: «Универсальный магазин». Цель: улучшать навык детей составлять рассказы-описания. Главный мотив речевой деятельности детей — описать предмет так, чтобы его продали. Дидактический материал; для среднего дошкольного возраста: набор игрушек для секции «Игрушки» (по аналогии с первым вариантом занятия); для старшего дошкольного возраста: набор игрушек и предметов для секции «Посуда» («Галантерея»); для ребят подготовительной к школе подгруппы : набор предметов и вещей для секции «Школьно-письменные принадлежности».

Подводя итоги, отметим: четкая дифференциация обучающих материалов является методом совершенствования процесса обучения рассказыванию в старшей разновозрастной группе. Этот метод делает возможным достижение поставленных программных задач. Помимо этого подготовка к урокам заметно улучшила детскую речевую активность и содержание рассказов. Беседы с детьми улучшали их настрой. Эксперимент показал: непосредственное обучение рассказу происходит именно в момент подготовки к занятию (работа над словарем, грамматикой, над построением предложений, последовательностью и логичностью изложения). Что касается игр-занятий, дети сами могут оценить свои умения, а воспитатель в процессе оценки может видеть, как достижения, та и недоработки.

Публикации по теме:

Формирование представления о величине предметов у детей в детском саду При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во второй младшей группе для сравнения.

Конспект НОД по ФЭМП на тему «Величина предметов» для детей 3–4 лет Конспект занятия по ФЭМП № 1 на тему: «Величина предметов» для детей 3- 4 лет. Задачи: создавать условия для уточнения и расширения представлений.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Обучение детей решению задач» МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием технологии «обучение детей творческому рассказыванию» Цель: создание условий для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала. 1. Образовательная область: «Речевое развитие».

Конспект НОД «Сравнение групп предметов по количеству» для детей 5–7 лет с ЗПР Тема: «Сравнение групп предметов по количеству» Цель: Учить сравнивать две разные группы предметов по количеству, обозначать результаты.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Описание предметов одежды куклы Оли» Задачи: -связная речь: учить составлять вмести с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; -словарь.

Консультация «Обучение рассказу-описанию» Описание – особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки.

Обучение детей рассказыванию об игрушке «Собака Жучка» в средней группе Цель: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; Задачи: активизировать слова, обозначающие действия; развивать.

Проект «Обучение двум государственным языкам» в разновозрастной группе МБДОУ детский сад «Солнышко»д. Нижнее Колчурино Алькеевского МР РТ Организация работы по обучению детей государственным языкам РТ.

Экспериментально-игрового модуль «Волшебный мир предметов» для детей первой младшей группы Экспериментально – игровой модуль «Волшебный мир предметов» для детей 1 младшей группы Воспитатель: Михайлова М. Ю. Цель: Способствовать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение детей описанию предметов в разновозрастной группе
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 20:37
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей описанию предметов в разновозрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем Зарина Валиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД