Марина Гаткер
Консультация «Обучение рассказу-описанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание – особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
Публикация «Консультация „Обучение рассказу-описанию“» размещена в разделах
При обучении детей дошкольного возраста с ОНР описанию предметов решаются следующие основные задачи:
1. Развать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов.
2. Формировать обобщенные представления о правилах построения рассказа-описания.
3. Способствовать овладению детьми языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Обучение проходит поэтапно.
I этап. Подготовительные упражнения к описанию предметов
(средняя группа)
Задачи этапа:
1. Развивать сенсорное восприятие.
2. Развивать навыки элементарного анализа воспринимаемого предмета.
3. Формировать установки на употребление фразовой речи при ответе на вопросы.
Примерные упражнения:
- «Узнай предмет по описанию»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Какой предмет я загадала?»;
- «Скажи, какой»;
- «Предмет и изображение».
II этап. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания (I период старшей группы)
Задача этапа:
1. Формировать навык простого описания предметов по вопросам.
Простое описание предмета состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.).
III этап. Описание предметов по основным признакам
(II период старшей группы)
Задача этапа:
1. Формировать навык самостоятельного развернутого описания по предваряющему плану, затем с опорой на образец.
IV этап. Обучение развернутому описанию предмета
(III период старшей группы)
Задачи этапа:
1. Формировать представления об основных структурных частях описательного текста.
2. Развивать навык описания предметов по предварительному плану – схеме (мнемотаблице).
В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся различные элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др., на порядок его рассматривания и описания (сверху – вниз, спереди – назад, от основной части – к деталям).
Вспомогательные приемы обучения развернутому описанию предмета:
- жестовые указания на форму или детали предмета;
- словесные указания;
- описание с опорой на отдельные рисунки, изображающие части предмета или характерные особенности его строения, которые предъявляются в соответствии с планом – схемой;
- параллельное описание логопедом и ребенком двух однотипных предметов.
V этап. Закрепление полученных навыков составления рассказа – описания
(III период старшей группы, подготовительная к школе группа)
Задачи этапа:
1. Закреплять представления об основных свойствах предметов.
2. Формировать навыки планирования небольшого по объему рассказа – описания.
3. Закреплять полученные навык составления рассказа – описания при проведении игровых и предметно-практических занятий.
4. Пробуждать интерес к занятиям и стимулировать словесное творчество.
Примерные упражнения:
- коллективное составление плана и определение главных содержательных элементов рассказа-описания непосредственно воспринимаемого предмета;
- описание предмета по памяти;
- описание предмета по собственному рисунку;
- включение описаний в игровые ситуации («Магазин», «Кто нашел собачку?», «Кукла заблудилась» и др.)
Описание предметов по памяти проводится на основе впечатлений, полученных детьми на экскурсиях, при посещении зоопарка, уголка природы, как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя.
Прием описания предмета по выполненному рисунку эффективен для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. Ребенок вначале выполняет рисунок какого-либо предмета, а затем дает его описание. В процессе рисования закрепляются зрительные представления о предмете (цвет, форма, детали).
Включение описаний в игровые ситуации способствуют совершенствованию навыков ведения диалога и реализации элементов собственного творчества детей в рассказывании. Игровые занятия позволяют использовать разные словесные игры и упражнения: подбор определений к предмету, образных сравнений, антонимов, синонимов и др.
VI этап. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания
предметов (подготовительная к школе группа)
Задача этапа:
1. Формировать навыки сравнительного описания двух предметов.
Примерные упражнения:
- дополнение детьми предложений нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки);
- составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин);
- выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький; дерево высокое, а куст низкий);
- последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза; белый гриб и мухомор);
- параллельное описание двух предметов логопедом и ребенком.
Занятия по обучению описанию предметов способствуют и развитию у детей грамматически правильной речи. Они включают:
- систематические упражнения на правильное употребление словоформ;
- усвоение практических навыков словоизменения;
- упражнения на правильное построение фразы;
- активизацию и обогащение лексического запаса;
- формирование навыков контроля за построением высказывания;
- усвоение детьми простых способов межфразовой связи: словообразовательных замен (медведь – мишка, синонимов, личных местоимений.
Подготовила М. Л. Гаткер,
учитель – логопед высшей квалификационной категории
муниципального казённого дошкольного образовательного
учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 447
комбинированного вида «Семицветик»