Юлия Сорокина
Обучение детей художественному конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. 3
1 Художественное конструирование как средство развития творческой личности ребенка…. 5
1.1 Особенности конструктивной деятельности дошкольников…. 7
1.2 Виды конструирования в детском саду… 9
2 Методики обучения детей художественному конструированию…. 11
2.1 Обучение конструированию из бумаги и дополнительных материалов…. 13
2.2 Обучение конструированию из природного материала… 15
Публикация «Обучение детей художественному конструированию» размещена в разделах
Заключение….….…. 18
Введение
Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективно начинать ее формирование и развитие в дошкольном возрасте.
Творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
Актуальность данной работы заключается в том, что наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Целью обучения детей художественному конструированию является способствование развитию творческих способностей детей через художественное конструирование.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
1. Создать условия для развития и реализации творческих способностей каждого ребенка.
2. Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.
3. Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
4. Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
Художественное конструирование при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным.
1 Художественное конструирование как средство развития творческой личности ребенка
Дошкольный период психического развития ребенка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, творческий и развивающий характер которой определяет ее ценность и важность для развития восприятия ребенка, его мышления, воображения, технических умений, моторики, а в дальнейшем – более сложных образований.
Конструирование как один из основных творческих и развивающих видов деятельности всегда находится в центре внимания педагогов и психологов, работающих с дошкольниками. Огромный вклад в изучение детского конструирования был внесен российскими учеными, наиболее известными из которых является Л. А. Парамонова [7, с. 147].
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.
1.1 Особенности конструктивной деятельности дошкольников
В современной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Наиболее успешно в конструировании развиваются сенсорные способности. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Конструктивная деятельность расширяет содержание знаний о предметах, так как о некоторых их свойствах ребенок узнает только на занятиях конструированием, помогает познание этих предметов и явлений сделать целенаправленным, более глубоким, отражающим наиболее существенные свойства их, подчиняя всякий раз наблюдение определенным учебным или воспитательным задачам. Для этого дети учатся наблюдать и запоминать увиденное. В связи с этим большое значение придается формированию сенсорных способностей детей, в процессе которого происходит не только развитие анализаторов, но и развитие умственных способностей.
На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования.
Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка. Обучение старших дошкольников сооружению построек, изготовлению различных игрушек из бумаги и других материалов для подарка малышам, маме, бабушке, домиков для птиц и животных воспитывает у детей определенную направленность нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных). В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.
1.2 Виды конструирования в детском саду
В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала. Вид материала определяет и вид конструирования.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструктивной деятельности детей :
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
- конструирование из природного материала.
Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное. В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают свое отношение к ним, используя определенные средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.
К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов. Еще в группах раннего возраста детей знакомят с игровым и строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
В конструировании по художественному типу дети сначала овладевают действиями построения конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта, затем обобщенного, схематически отображающего определенный класс предметов. Постепенно дети переходят к более точному и полному (по форме и составу элементов) конструированию характерных, выразительных изображений, согласуя свои действия со смыслом изображаемого эпизода.
Техническое конструирование – это действие практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение простейших моделей из строительных деталей.
Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.
Данный тип конструирования включает в себя два компонента действий: моделирующий (создание схематического, обобщенного образа) и выразительный, эстетический компонент действия (субъективное освоение действительности – эстетические вкусы, оценки, переживания, идеалы людей).
Создание композиций из различных материалов – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.
2 Методики обучения детей художественному конструированию
Процесс обучения детей художественному конструированию строится с учетом особенностей развития конструктивной деятельности и включает в себя три основных направления.
1. Развитие познавательных и творческих способностей детей.
2. Развитие художественных способностей.
3. Развитие собственно конструктивных способностей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора.
Вводить ребенка в мир художественного конструирования можно с 2 – 3 лет. Это предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и технических способностей с помощью сенсорных модельных и символических средств. Логику конструктивной деятельности ребенок «открывает» вместе с взрослым на занятиях в подгруппе сверстников (раз в неделю) в процессе экспериментирования, моделирования и художественного конструирования.
Конструктивная деятельность младших дошкольников проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.
На начальном этапе обучения (первые два-три занятия) малыши самостоятельно и так, как они того хотят, знакомятся с элементами конструктора, которые сгруппированы по цвету, форме, величине на полках под стендами.
На первых занятиях не следует давать детям прямых указаний. С помощью вопросов, коротких стихов, восклицаний воспитатель лишь поощряет и подбадривает детей, организует их деятельность, но активно на ход и характер детского экспериментирования с фигурами и фоновыми полями не влияет. На этом этапе обучения нецелесообразно совместно обследовать материал, предлагать образцы, аппликации, картинки. Воспитатель ограничивается тем, что помогает ребенку самостоятельно обобщить чувственный опыт, открыть для себя способ действия с конструкторским материалом (выкладывать и соединять между собой фигурки, чтобы получилась «картинка»).
Такое самостоятельное экспериментирование с элементами конструктора играет важную роль в становлении конструктивной деятельности : формируются ориентировка в сенсорных эталонах цвета, формы, величины, а также способность соотносить их с реальными предметами.
Последующие занятия целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности с элементами конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности происходит постепенно – за счет увеличения участия ребенка в построении изображения. Цель обучения – развитие познавательных и художественных способностей через овладение действиями с сенсорными эталонами в процессе создания разных композиций, объединенных понятным ребенку смыслом [9, с. 45].
В процессе экспериментирования и преобразования фонового изображения у детей развивается общий способ художественной деятельности – способ композиционного решения изобразительной задачи. Усвоение этого способа предполагает развитие изобразительной активности и способности к символизации. Фоновое изображение и задания воспитателя воспринимаются детьми как сигнал к осмысленной конструктивной деятельности. Они начинают действовать по правилам, с которыми их познакомил воспитатель. Для всех детей группы ситуация является одинаковой и простой, что предоставляет возможность каждому действовать активно.
2.1 Обучение конструированию из бумаги и дополнительных материалов
Конструированию из бумаги и дополнительных материалов обучают в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Соорудить из плоского материала (бумаги и тонкого картона) игрушку объемной формы непросто, так как и бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы и только потом сложить и склеить детали. Весь этот процесс требует умения увидеть объемную игрушку в ее плоскостной выкройке-развертке, умения пользоваться ножницами, представлять соразмерность частей предмета. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.
Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием других материалов и предметов: разнообразных коробочек, катушек, кусочков пенопласта, поролона и т. п. Скрепляя клеем коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала (бумага, картон и др., дети получают интересные игрушки (из спичечных и других коробок – мебель, транспорт; из круглых коробочек – торшер, барабан и др.) [9, с. 50].
Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге, сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогут детям выполнять более сложную работу.
В средней группе, исходя из задач обучения, планируют изготовление флажков, альбомов, открыток и прочие несложные предметы. В старшем дошкольном возрасте это может быть изготовление головных уборов, разных коробочек, игрушек; симметричное вырезывание, бесконечный орнамент (хоровод); плетение из бумажных полосок (коврики, закладки в книги); изготовление игрушек способом щелевого соединения (елочки); поделки из полосок; поделки из конуса (барышня в длинном платье); изготовление макетов; изготовление технических моделей (двигающиеся игрушки, по типу богородских); изготовление елочных игрушек (во всех возрастных группах).
Таким образом, при обучении детей конструированию необходимо помнить о правильном подборе приема обучения. На первых занятиях, когда педагогом ставится основная задача «учить» используется полный подробный показ последовательности всего процесса создания изображения. На более поздних этапах, когда решается задача «закрепить» или «упражнять» ребенок работает с большей долей самостоятельности и образец или полный показ практически не используется. Такой подход к обучению конструированию позволяет в полной мере развивать художественные, творческие способности детей.
2.2 Обучение конструированию из природного материала
Умения детей пятого года жизни в использовании природного материала для поделок, как правило, незначительны, так как опыта изготовления из него игрушки у них почти нет. У детей прежде всего следует вызвать интерес к таким поделкам, показать особенности материала.
Начиная со средней группы, для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, кору, ветки, солому, желуди и др. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма.
Изготовление игрушек из природного материала лучше всего проводить в весенне-летний период. Ребята вместе с воспитателем, родителями на даче, в лесу собирают шишки, желуди, сухие семена. Здесь этот материал вместе с пластилином для скрепления частей, палочками, спичками без серных головок, цветными карандашами, кусочками плотной цветной бумаги должен находиться в таком месте и разложен так, чтобы дети могли им свободно пользоваться в течение всего года. Воспитателю необходимо показать детям процесс изготовления и скрепления частей: как соединить между собой желуди, как прочно установить скорлупу ореха на пластилиновой пластинке и т. д. Воспитатель поощряет интересные предложения. Сначала сам выполняет игрушку, объясняя, какой материал берет и почему, как прикрепить одну часть к другой, что сделать, чтобы игрушка была устойчивой. Постепенно дети тоже активно включаются в работу: подбирают материал, скрепляют части, а потом и сами делают игрушки. Воспитатель показывает, как придать игрушке большую выразительность, и тем самым активизирует воображение детей [10, с. 87].
Нельзя использовать материал, который может нанести вред ребенку. Нельзя применять очень крупный материал.
Таким образом, при обучении детей конструированию необходимо помнить о правильном подборе приема обучения. На первых занятиях, когда педагогом ставится основная задача «учить» используется полный подробный показ последовательности всего процесса создания изображения. На более поздних этапах, когда решается задача «закрепить» или «упражнять» ребенок работает с большей долей самостоятельности и образец или полный показ практически не используется. Такой подход к обучению конструированию позволяет в полной мере развивать художественные, творческие способности детей.
Заключение
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов.
Техническое конструирование – это действие практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение простейших моделей из строительных деталей.
Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.
Создание композиций из различных материалов – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.
На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль.
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.
Высокий уровень творческого использования всех доступных форм материала в конструировании позволяет утверждать, что и сегодня данный вид детского творчества рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
Конструктивная деятельность ребенка обязательно должна быть направлена на изготовление реального, ощутимого продукта. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития.