Екатерина
Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Основы сюжетосложения»
Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере (память, внимание, мышление и тд, так как в процессе игры развиваются все познавательные процессы, речь, социально – коммуникативное развитие.
В связи с этим, возникла необходимость развития этого аспекта основной деятельности детей дошкольного возраста.
Сл 3 Диагностика:
Метод -наблюдение за игрой детей (что смотрела в игре) :
Публикация «Консультация „Обучение детей основам сюжетосложения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В целом, компоненты игры сформированы, но выявляются следующие трудности в развитии основ сюжетосложения :
- Трудности на этапе возникновения замысла: однообразие сюжетов.
- не умение детей использовать элементы игры в воображаемом плане;
- Отсутствие потребности
- Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию взаимоотношений;
- Ролевой диалог беден;
- Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель;
- Нет вариативности в использовании ролей.
Сл 4 Метод- педагогическое наблюдение
Вставить диаграммы, круги Сентябрь 2017, 13 воспитанников
Сформировано- нет
Частично сформировано - Кол-во детей. проценты
Проблемы развития – кол-во детей, проценты.
Сл 5 Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов.
Совместное сюжетосложение – это более сложный способ построения игры.
Его задачи:
• Развивать умение ребенка выстраивать новые последовательности событий в игре,
• Развивать умение выстраивать новые сюжетные линии в процессе игры;
• Развивать умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
СЛ 6 Интеграция образовательных областей
Развитие основ сюжетосложения процесс интегративный, где реализуются все задачи образовательных областей.
Социально – коммуникативное развитие – здесь происходит развитие и совершенствование всех компонентов игры. (Любая игра имеет тему, в соответствии с темой, строится сюжет, третьим элементом в строении игры становится роль, содержание игры, игровой материал и игровое пространство, ролевые и реальные отношения).
Познавательное развитие происходит на этапе знакомства со сказкой, умение детей складывать разный сюжет сказки и складывать их в один сюжет, взаимодействие персонажей сказки (диалоги, поступки, выражение отношений между персонажами).
Физическое развитие. Здесь дети учатся передавать мимику, движения соответствующие выбранному герою, так, что бы он был узнаваем окружающими детьми. Могут изменять присущие литературному герою основные черты, меняя их в соответствии с изменением сюжета.
Речевое развитие. Особое внимание необходимо уделять речевому опосредованию деятельности детей с ЗПР. От них нужно требовать обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречвление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности. Развивается умение строить сложноподчиненные предложения, развивается лексическая сторона речи, происходит обогащение словарного запаса.
Художественно – эстетическое развитие. Сюда включены игры – драматизации, именно в них раскрывается творческий потенциал ребенка. Формируется умение передавать свои впечатления в художественно – творческой деятельности (рисование, аппликация, лепке).
Сл 7 Принципы использования сюжетосложения, как основного приема развития у детей игровых умений и навыков
Принцип учета индивидуальных
потребностей ребёнка;
Принцип системности;(от простого к сложному)
Принцип последовательности;(Начало игры, сюжет, роли, выстраивают действия, поведение)
Принцип интегративности;(СК р. Осуществляется не только в игре но и во всех видах детской деятельности – конструирование, математика, подвижные игры)
Принцип поддержания детской инициативы. (способствовать расширению форм, создание условий)
Способы развития
Сл 9 Методы и приемы:
Работу обучению сюжетосложению я провожу в несколько этапов:
- Подготовительный – знакомство со сказкой, её героями, рассматривание иллюстраций, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев; прием группового обсуждения, который организует взрослый.
- вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение (здесь можно использовать мнемотехнику);
- создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов – заместителей, игрушек – самоделок, поделок, обучение игровых действий с ними.
Сл 10 Основной этап Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов. сначала играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки.
На данном этапе используется ряд приемов:
«Придумывание конца сказки» опираясь на смысловые опоры, уже знакомые детям сюжеты (мнемотаблицы);
Введение проблемной ситуации: на что направлено
Новый персонаж сказки.
• «Иллюстрация сказки». После обсуждения сказки можно попросить ребенка нарисовать иллюстрации к ней. Хорошо было бы взрослым нарисовать еще и свои рисунки. После рисования можно будет обсудить рисунки. Только делать это надо не сразу, а, например, на следующий день. В перерыве, можно внимательно рассмотреть рисунки ребенка и выяснить, все ли там нормально или есть что-то настораживающее. В дальнейшем можно попросить ребенка самостоятельно рассказать сказку по имеющимся рисункам.
• «Драматизация сказки». Начинаем с того, что раздаем роли, при этом можно давать роли и игрушкам, в случае если их некому играть. Затем выстраиваем сказочное пространство – обозначаем, где будет дом, где будет лес и т. д. Когда все готово, начинаем рассказывать сказку и исполнять роли. В роли режиссера может выступать как взрослый, так и ребенок.
• «Чудеса в решете». После прочтения сказки, ребенку предлагается найти в ней различные чудеса, обсудить их значение. Выяснить, к чему приведет отсутствие того или иного чуда в сказке. Поразмышлять о том, что в реальной жизни может означать это волшебство
• «Сказка наоборот». Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца.
• «Сказка в заданном ключе». Сказка придумывается в заданном ключе: а) в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет; б) сюжет сказки как бы перемещается в другое время и пространство; в) ребенку предлагается сюжет, который он завершает по собственному усмотрению; г) рассказывая сказку, предложите ребенку помочь главному герою найти решение проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных персонажей, при этом сначала этот прием используют для знакомых сказок, а затем – для вновь придуманных сюжетов.
• «Событийная цепочка». Ребенку предлагается заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.
• «Письмо сказочному герою». Ребенку предлагается написать письмо своему любимому герою, поделиться с ним своими впечатлениями, пожеланиями, просьбами.
• «Перевирание сказки».
«Колобок» : «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т. д. …» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.
• «Салат из сказок»
Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д. Например : «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.
Здесь игра полностью или частично сопровождается взрослым 6 он берет на себя определенную роль, создает проблемные ситуации, помогает их разрешению, вности в игру атрибуты (предметы – заместители, помогает создать обстановку и т. д.
- Сл 11самый сложный этап – самостоятельная игра детей. Здесь педагог является «консультантом», он может помочь детям, если сюжет исчерпал себя, при решении конфликта, развития диалога героев.
Приемы:
Цель: Поддерживать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка); подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.
Методы и приемы:
Косвенные – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры);
Прямые – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в
игре, разъяснение, совет в ходе игры, предложение новой темы игры и др.).
Как изменяется самостоятельная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений?
*Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры.
*Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам разыгрывания сказки и т. п.
*часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей.
*намечают дальнейшее направление сюжетосложения.
*Игра развертывается в группах до 3—4 человек,
*причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера.
*Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.
Однако не следует ожидать, что дети каждый раз будут развертывать совершенно новую игру. Дети с ЗПР привязаны к своим изобретениям и не прочь их воспроизвести. Но возвращаясь к уже придуманному сюжету, необходимо стремиться к тому, что бы они варьировали его, подхватывая и согласовывая друг с другом возникающие в процессе игры новые идеи.
Еще одним направлением работы в плане преемственности по формированию сюжетосложения у детей ЗПР, была работа с родителями воспитанников. Задача которого направлена на просвещение родителей по повышению педагогической грамотности в отношении игры в общем, и как ее компонент – сюжетосложение.
В частности, были проведены родительские собрания с включением мультимедийных презентаций, на которых был показан пример развития игры на основе отдельно взятой сказки и сюжетно – ролевой игры, где рассказывалось, как по способам усложнения, изменения, а может и упрощения сюжета можно развивать обогащать знания детей.
Родители помогали и оснастить предметно – пространственную среду (уголок ряженья, маски, атрибуты для СРИ).
Проведена выставка рисунка по любимой сказке, где ребенок затем рассказывал отрывок из нее, показывал главного персонажа, рассказывал об основных его качествах и т. д., что позволяло в дальнейшем проигрывать вместе с детьми этот отрывок применяя в частности и основы сюжетосложения.
Все это поспособствовало тому, что интерес родителей к игре, как к способу повысить общее развитие своих детей значительно возрос, что и отразилось на более успешном освоении сложными игровыми навыками у детей.
В результате проведенной работы по формированию навыка сюжетосложения в ролевой игре с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР удалось повысить творческое воображение. Повышение творческого воображения в ролевой игре произошло за счет созданными нами педагогическими условиями, при которых дети смогли раскрепоститься и проявить инициативу и творчество в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учётом мнения партнёров по игре. Созданное нами игровое пространство не ограничивало, а наоборот, способствовало проявлению всех компонентов творческого воображения в сюжетно-ролевых играх детей.
Оценка динамики проведенной работы осуществлялась по выделенным нами количественно-качественным критериям.
Количественные критерии:
— динамика уровней творческого воображения, как у отдельного ребенка, так и в целом по группе;
— динамика преобразования игровых умений детей.
Качественные критерии:
— особенности творческого воображения в ролевой игре до и после начала обучения сюжетосложению;
Данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности, показали положительную динамику повышения уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре способом сюжетосложения. Среднее повышение уровня сюжетосложения в ролевой игре в группе составило — 40%, уровень игровых умений в сюжетно-ролевой игре – 72%.