Наталья Мамаева
Консультация «Обучение чтению детей. Вопросы и ответы»
▼ Скачать + Заказать документы
С какого возраста можно начинать обучение чтению?
На сегодняшний день существует множество методик раннего обучения чтению. К примеру, есть популярные методики Глена Домана, Павла Тюленева, Льва Штернберга. Они предполагают начало обучения ребенка чтению даже с пятимесячного возраста. И в интернете немало положительных примеров использования таких методик. Однако целесообразным это не назовешь, потому как чтение само по себе осознанно пригодиться ребенку только к 6 – 7 годам. До 4-5 летнего возраста лучше всего знакомить ребенка с буквами и звуками. И больший уклон нужно делать на звуки и их произношение
Публикация «Консультация „Обучение чтению детей, Вопросы и ответы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Какой возраст считается оптимальным для обучения чтению?
Согласно многолетним исследованиям специалистов, особенности развития ребенка говорят в пользу того, что в 4-5 лет ему легчг научиться читать, чем в 6-7 летнем возрасте. Процесс обучения в дошкольном возрасте проходит проще и менее болезненно для ребенка.
За какой период времени можно научить ребенка читать?
Этим вопросом занимаюсь много лет. Наша программа, основанная на методике Е. Федорина, позволяет обучить ребенка беглому чтению за три месяца.
В чем положительная сторона раннего обучения?
Мой собственный опыт работы подтверждает, что чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций. Главное, что на овладение чтением нужно смотреть ещё на одно из средств познания мира ребенком, а не способ превращения его в уникума.
Существуют ли отрицательные последствия раннего обучения чтению?
При обучении чтению до достижения ребенком пятилетнего возраста может произойти искажение его нормального развития. Для ребенка одинокого вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии. Энергия мозга конечна в каждый период развития: силы, затраченные на раннее овладение чтением, отнимаются у той области, которая должна активно развиваться в этот возрастной период. Такой ребенок на фоне высоких достижений в обучении может остаться беспомощным в быту или не уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т. д. Ресурсы, которые нужны для чтения в 3-4 года, обкрадывают весь мозг, не давая в полной мере развиваться восприятию, координации движений и ловкости, чувсву пространства, музыкальным способностям и др.
Стоит ли обучать ребенка чтению, если у него проблемы с речью?
Обучение чтению производится только на материале звуков, правильно произносимых ребенком. То есть сначала нужно поставить ребенку звук и только потом закреплять его произнесением в букве. Если у ребенка нарушена личико – грамматическая сторона речи, и мы говорим об общем недоразвитии речи, то обучение чтению, в первую очередь, призвано помочь таким детям в формировании связной речи, в профилактике нарушений чтения и письма в школе. Ведь такому ребенку легче сложное слово прочитать и написать, нежели произнести. Этим занимаются учителя – логопеды совместно с воспитателями в логопедические группах детских садов. Их выпускники приходят в школу с хорошей речью, умеющие читать и писать.
Почему девочки овладевают чтением раньше и быстрее, чем мальчики?
Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания головного мозга. У мальчиков темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, цетральная нервная система не будут готовы к этому процессу.
Кто должен заниматься обучением чтению дошкольников? И как?
Дошкольников можно обучать только внутри игры. Вот почему педагоги детских садов оказались более пригодными для обучения малышей чтению, чем учителя.
В этом вопросе многое очень индивидуально. Не заставляйте вашего ребенка раньше положенного изучать буквы и учиться читать, если у него нет такой склонности, и уж тем более, если есть проблемы с речью и произношением. А вот если он сам тянется к знаниям в раннем возрасте, важно поддержать такое стремление и желание, тем более совместное чтение помогает укрепить эмоциональный контакт между родителем и ребенком.
Советы родителям:
- Не форсируйте подготовку детей к школе, прислушайтесь к своему ребенку, правильно оцените его возможности.
- Овладейте выбранной методикой обучения чтению в совершенстве, если намерены сами обучать ребенка, не прибегая к помощи специалиста.
Сделайте этот процесс обучения как можно больше рациональным и интересным
- Ни в коей мере не заучивайте название букв, только обозначение звуками. Например, буква К –это «к», а не «ка».
- По мере изучения букв читайте с ними прямые слоги, а не обратные («ма», а не «ам»). Так ребенок быстрее научиться слитному прочтению.
- Стимулируйте его к чтению названий книг, мультфильмов, этикеток, вывесок. Если слово незнакомое, обязательно объясните его смысл
- До достижения ребенком 4 – летнего возраста лучше всего заучивать с ним стихи, сказки, чистоговорки, песенки, потешки. Это положительным образом скажется на его дальнейшем обучении чтению.