Папки-передвижки

Обучаем детей игре на музыкальных инструментах

Алевтина Иванова
Обучаем детей игре на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы

Система музыкального воспитания в ДОУ предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движению в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Я хочу подробнее остановиться на первоначальном этапе обучения детей ансамблевой игре.

Публикация «Обучаем детей игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах

С музыкальными инструментами мы знакомим детей еще в младшей группе. Показываем им барабан, бубен, погремушку, колокольчик, играем на этих инструментах. Дети начинают на слух различать звучание инструментов. Дидактические игры и упражнения помогают развивать способность к различению тембров инструментов.

Параллельно с этим во всех возрастных группах малыши слушают звучание оркестра, играют для них дети старшей и подготовительной групп. В каждой группе у нас имеются музыкальные инструменты. Дети могут познакомиться с ними, поиграть на них.

К обучению детей игре на музыкальных инструментах приступаем со средней группы, стараясь делать это постепенно, опираясь на знакомый малышам музыкальный материал. Обучение простейшим приемам игры начинаем с освоения ограниченного круга музыкальных инструментов — это барабан, бубен, колокольчики, деревянные ложки, т. е. ударно-шумовые инструменты.

Обучение проводим в первую половину дня на музыкальных занятиях, отводя этой работе 3— 4 минуты, и во вторую половину дня (1—2 раза в неделю) по 20—25 минут.

Техникой игры дети овладевают, не просто учась извлекать отвлеченные звуки. Они связывают игру с конкретным музыкальным образом. Это приходится всегда учитывать. Так, обучая детей игре на барабане, мы изображаем марширующих физкультурников, пионеров или сказочных деревянных солдатиков. Играя на бубне, предлагаем детям представить веселую, задорную пляску. При этом используем хорошо известные ребятам произведения — марши, пляски, пьесы изобразительного характера.

Постепенно в памяти у ребят звучание каждого инструмента связывается с определенным музыкальным образом. Дети начинают понимать, что каждый музыкальный инструмент, так же как, скажем, каждая краска у художника, имеет свое назначение.

Затем мы усложнили задание: подобрали целый ряд фортепианных произведений детского репертуара, в которых имитировалось звучание того или иного инструмента, нужного нам,— барабана, бубенчиков, колокольчиков, металлофонов, кастаньет. Вот неполный список таких произведений: «Музыкальная табакерка» А. Лядова — металлофоны, «Бубенцы» В. Витлина — бубенчики, «Колокольчики звенят» В. Моцарта (из оперы «Волшебная флейта»)—колокольчики, «Дождик» В. Косенко — металлофоны, «Марш» С. Прокофьева — барабан, «Кавалерийская» Д. Кабалевского — ложки, «Барабанщики» Д. Кабалевского — барабан, «Неаполитанская песенка» П. Чайковского — кастаньеты.

Эти произведения мы предлагали детям про слушать и определить, какой инструмент хотел на фортепиано изобразить композитор?

Дети, как правило, сами безошибочно определяли эти инструменты. Так, например, прослушав «Музыкальную табакерку» А. Лядова, Слава сказал: «А здесь звенит металлофон», Женя добавила: «Молоточек должен нежно играть, табакерка маленькая». Исполняя детям «Бубенцы» В. Витлина, я уже с первых тактов увидела, что дети, не дожидаясь вопроса, сами подняли руки и, имитируя в руке бубенчики, ритмично взмахи вали кистью, отмечая метр. То же получилось, когда я начала играть «Марш» С. Прокофьева. Дети дружно сложили указательные пальцы «молоточками» и стали отмечать метр марша. Проверочные задания показали нам, что ребята хорошо знают характерные особенности каждого инструмента. Причем звучание каждого инструмента закрепилось с определенным образом.

Следующий этап работы с детьми пяти лет был отведен овладению игрой на металлофонах. Обучалась игре сразу вся группа детей, но игра ли поочередно ансамблями по 10 человек.

Большое внимание уделяли правильной посадке детей, обеспечивая свободу корпуса и рук. Объясняли: кисть должна быть свободной, тогда и звукоизвлечение будет правильным.

Вначале отрабатывали умение держать молоточек, опуская и поднимая его в воздухе, затем, когда дети почувствовали, что молоточек легкий и не требует больших усилий, начали опускать его на пластинки металлофона. Здесь также звукоизвлечение мы хотели связать с каким-то конкретным музыкальным образом. Дети изображали большой и маленький колокольчики, капли дождя, большие и маленькие часы, прыжки воробушка и удары дятла. После того как дети по чувствовали, что звуки металлофона могут быть низкие и высокие, громкие и тихие, долгие и короткие и выражать различные образы, мы начали игру несложных песенок на одном звуке из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, а также разучивали несложные прибаутки, считалки, скороговорки.

На одном звуке мы играли песенки «Мы идем с флажками», «Андрей-воробей», «Лихо пляшет рак с лягушкой». На двух звуках — «Сорока-со рока», «Лиса по лесу ходила», «Дождик». На трех звуках — «Ходит зайка по саду», «Пету шок», «Солнышко».

Исполняя на металлофонах эти несложные произведения, дети попутно знакомились с названием звуков. Мы находили эти звуки на «немой клавиатуре», которую несложно сделать самим (на листе ватмана рисуется клавиатура форте пиано в 3 октавы, которая закрепляется на доске и используется на занятиях).

Все эти песенки мы играли от разных звуков, хорошо освоив их ритмический рисунок. Предварительно они «игрались» по «немой клавиатуре», что позволило всей группе детей следить за движением мелодии, облегчило им последующую игру на металлофонах.

Работая над этими маленькими произведения ми, мы формировали у детей навыки игры в ансамбле, приучали их слушать себя и других, объясняя, что играть кому-то громче других не следует.

На следующем этапе работы с детьми шести лет мы использовали ряд фортепианных произведений классической и народной музыки, в которых на протяжении всего произведения легко прослушивались остинатные звуки. Эти звуки (один или два) мы просили детей исполнять на металлофонах в сопровождении фортепиано, отмечая метр. Многие педагоги используют этот прием при обучении ансамблевой игре. Так, Д. Кабалевский прибегал к такому приему в работе с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Назову произведения, в исполнении которых дети могут участвовать, играя один остинатный звук в сопровождении фортепиано: «Немецкая песенка», «Камаринская», «Старинная французская песенка» П. Чайковского, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, «Вальс-шутка», «Шарманка» Д. Шостаковича, «Пляска» М. Красева, «Вальс», «Экоссез» Ф. Шуберта, народные мелодии «Во поле береза стояла», «Из-под дуба» (русская народная песня, «Колесико» (латышская народная мелодия).

Некоторые из этих произведений мы транспонировали на полтона вверх или вниз, так как металлофоны у нас диатонические.

Коллективное исполнение произведений доставляло детям огромное удовольствие. Мы усложняли исполнительские задачи: вводили различное вступление отдельных групп инструментов, работу над художественным образом, контрастными частями, характером звукоизвлечения. Все это обогащало восприятие детей, обостряло их слуховое внимание, способствовало развитию гармонического слуха. Совершенствовались знания о жанре и форме произведений. Кроме того, мы приобщили детей к исполнению лучших образцов классической и народной музыки, что положительно повлияло на развитие их музыкального вкуса.

Следующий этап в работе был отведен обучению детей 6—7 лет игре более развернутых мелодий на металлофонах.

Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в на правлении мелодии (слышать, куда она движется: вверх, вниз, через звук или же повторяет од ни и те же звуки). Они должны также различать долгие и короткие звуки, отмечать их по высоте, чувствовать законченность тоники. Без этих знаний, умений, навыков нецелесообразно переходить к разучиванию мелодий на металлофонах, так как в противном случае обучение игре стало бы механическим, через многократное повторение того, что дети не понимают.

Развитие звуковысотных и ритмических представлений занимает важное место в нашей работе на протяжении 4-летнего пребывания детей в саду

В процессе распевания, при разучивании песен, широко используя «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, мы давали детям возможность упражняться в различении звуков по высоте, дли тельности, чувствовать законченность тоники.

Развитие звуковысотных представлений мы начали с использования выразительных возможностей регистров — низкого, среднего, высокого. Например, исполняли знакомую детям пляску в различных регистрах, проводя с ними такую игру. Говорили: «Дети, эта пляска очень понравилась мишке, девочке и маленькой птичке (показываем детям большого мишку, куклу и совсем маленькую птичку, каждый нам хочет ее сплясать. Послушаем теперь, кто из них первый будет танцевать. Мы просим, чтобы дети закрыли глаза и внимательно слушали музыку — если дети услышали пляску в низком регистре, они должны были опустить руки вниз, если в среднем — держать руки перед собой, если пляска звучала в верхнем регистре, дети поднимали руки вверх.

Следующий этап — различение двух звуков в различных регистрах. Мы предлагали детям определять звуки большого колокола и маленько го колокольчика и, наконец, добившись усвоения этого, смогли подойти к различению двух звуков в среднем регистре, постепенно уменьшая интервал между ними. Здесь также мы использовали игровые моменты — маму-птичку и птенчиков, других домашних животных и птиц.

Слуховые представления о движении мелодии, о звуках более высоких и более низких детям помогают сформировать «музыкальная лесенка», магнитная доска и «немая клавиатура», которые мы использовали на занятиях. Большую роль в совершенствовании музыкального слуха, ритма и памяти сыграли также разнообразные игры и упражнения (дидактические).

Развитию и совершенствованию ритмических представлений мы придавали большое значение, так как без развитого чувства ритма ансамблевая игра невозможна.

С первых же дней пребывания ребенка в детском саду мы начинали работу над развитием ритма, используя все виды музыкальной деятельности.

Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха детей в течение четырех лет пребывания их в саду, мы смог ли подойти к главному этапу нашей работы в оркестре — сознательному разучиванию простейших мелодий на музыкальных инструментах.

Первые мелодии, которые мы брали для исполнения, были хорошо знакомы детям — это песни из репертуарного списка малышей, средней и старшей групп.

Все мелодии были либо небольшого диапазона, либо с поступенным движением, либо построенные на устойчивых звуках, с повторяющимися музыкальными фразами. Мы их транспонировали в до мажор для удобства в исполнении на диатонических металлофонах. Вот эти произведения: «Елка» Т. Попатенко, «Самолет», «Колыбельная мишке», «Да-да-да», «Вот как мы уме ем», «Все мы музыканты» Е. Тиличеевой, «Дед Мороз», «Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «К нам гости пришли» Ан. Александрова, русские народные мелодии «Бай-качи, качи, качи», «Ворон».

Приведу пример разучивания песни «К нам гости пришли» (музыка Ан. Александрова) на металлофонах. Вначале песню пропевает вся группа детей, определяем, что песня начинается с пятой ступени, со звука «соль». Вызываю Сережу, который на магнитной доске выкладывает но ту «соль». Тут же этот звук он находит на «немой клавиатуре». Затем дети поют еще 2—3 раза первую фразу мелодии, продолжая определять ее на правление. Вызываем теперь Катю, которая выкладывает на магнитной доске нисходящее движение мелодии, тут же Катя показывает эти звуки на «немой клавиатуре». Теперь просим всю группу детей исполнить первую фразу песни с названием звуков, а Катю показывать указкой направление мелодии, сначала на магнитной доске, при вторичном исполнении на «немой клавиатуре».

Для закрепления первой фразы вызываем еще двух-трех детей, которые «играют» мелодию на «немой клавиатуре», а все дети, следя за указ кой ведущего, поют название звуков песни.

Следующее задание: взять металлофоны, найти звук «соль» и всем вместе сыграть первую музыкальную фразу. Это не вызывало у детей затруднений, так как перед этим они несколько раз исполняли ее коллективно на «немой клавиатуре». Такой способ разучивания дал нам значительное сокращение времени, что способствовало увеличению числа пройденных произведений. Отпала необходимость индивидуально разучивать мелодию с каждым участником оркестра. Кроме того, процесс разучивания для детей стал сознательным. Магнитная доска, «лесенка», «немая клавиатура» сыграли здесь важную роль, соединив зрительное восприятие со звуковысотными представлениями.

Так постепенно шло накопление музыкальных произведений в репертуаре нашего оркестра. Это расширило и обогатило самостоятельную музыкальную деятельность. Дети смелее стали импровизировать и подбирать знакомые мелодии.

Уровень музыкального развития всей группы значительно повысился. У детей активизировалось внимание, творческая инициатива, улучшилась память. Многие дети стали более спокойными, дисциплинированными, уравновешенными.

Публикации по теме:

Фотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУФотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУ *** 18 ноября 2020 г. в нашем детском саду прошли музыкальные досуги, посвященные "Дню музыкальных игрушек и музыкальных игр’’. К малышам.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Доброе время суток, уважаемые коллеги, дорогие.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря. «Рыбки в водоеме» (часть третья)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря. «Рыбки в водоеме» (часть третья) Фотоотчет об игре «Сафари» - игре-испытании для вожатых летнего лагеря. "Рыбки в водоеме" (часть третья) Доброе время суток, уважаемые.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая) Игра "Сафари" - игра-испытание для вожатых. Фотоотчет (часть первая) Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках» Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Обучаем, играя. Применение нетрадиционного приёма обучения «Камешки Марблс» (из опыта работы)Обучаем, играя. Применение нетрадиционного приёма обучения «Камешки Марблс» (из опыта работы) Всем уже известны разноцветные, яркие камешки "Марблс". Они разные по цвету, размеру, вызывают массу положительных эмоций у детей! В своей.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучаем детей игре на музыкальных инструментах
Опубликовано: 20 марта 2022 в 15:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучаем детей игре на музыкальных инструментах» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Иванова (УИ 778393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД