Папки-передвижки

Обсуждаем внедрение Фгоос доо: «Критерии оценки качества музыкального воспитания в условиях Фгоос: стереотипы и реальность»

Юлия Макарова
Обсуждаем внедрение Фгоос доо: «Критерии оценки качества музыкального воспитания в условиях Фгоос: стереотипы и реальность»
▼ Скачать + Заказать документы

К

Оценка качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста всегда была сложной проблемой и для теории и для практики, так как музыкальная деятельность не поддается абсолютному числовому оцениванию. Новые ориентиры ФГОС ДО позволяют увидеть новые основы для оценки качества музыкального образования.

Публикация «Обсуждаем внедрение Фгоос доо: „Критерии оценки качества музыкального воспитания в условиях Фгоос: стереотипы и реальность“» размещена в разделах

ФГОС ДОО – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Этот документ утвержден приказом Министерства образования и науки РФ (№ 1155 от 17.10.2013) и вступил в силу с 1.01.2014.

Стандарт содержит 4 раздела:

I. общие положения,

II. требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему,

III. требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования,

IV. требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования,

Остановимся на тех пунктах документа, которые помогут понять суть вопроса и скорректировать характер, принципы, требования к педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ.

В пункте 1.4 Стандарта перечислены основные принципы дошкольного воспитания :

1.4.2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования

1.4.3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

1.4.5) сотрудничество организации с семьей

1.4.7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

1.4.8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

принципы Стереотипы реальность

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования «обезличивание» педагогического материала, работа по общим или заимствованным планам, директивная форма общения с детьми В подборе музыкального материала учет особенностей группы, желаний и предпочтений конкретного ребенка, наличие трансформируемого материала, умение педагога на ходу перестраивать ход занятий, не выходя за рамки поставленных задач.

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Субъект – объектный характер взаимодействия. Игнорирование интересов ребенка. музыкально – творческое взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками, разнообразие форм этого взаимодействия,

сотрудничество организации с семьей Организация досуга для родителей. реализация различных форм взаимодействия с семьей.

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Ограниченность музыкальной деятельности только пением, танцами, играми. Активизировать познавательные потребности: беседы, экскурсии, широкий спектр активной музыкальной деятельности использование ИКТ на повседневных занятиях исследовательская деятельность

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Неразумное количество выступлений, репетиций, сложность репертуара, подмена истинных ценностей пожеланиям родителей или руководства. Подбор материала с учетом возраста, системный подход к реализации программы

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Все перечисленные требования не являются новыми, однако в современной практике существуют негативные стереотипы оценивания уровня музыкального образования детей по формальным и внешним критериям. Вот несколько из них:

1. Количество детских утренников и их соответствие календарным праздникам (событиям)

2. Удовлетворенность родителей (воспитателей) выступлением детей на праздниках

3. Наличие грамот за выступление на конкурсах

4. Наличие объемной документации по всем направлениям деятельности музыкального руководителя.

5. Наличие диаграмм, таблиц, графиков педагогической диагностики.

Эти стереотипы никак не отражают качество музыкального воспитания в ДОУ, а открывают общую проблему: игнорирование интересов ребёнка, подмена истинных целей и возможностей музыкального воспитания пожеланиям родителей и ожиданиям руководства.

Но по каким же принципам и критериям оценить эффективность реализации программы? Объективная оценка образовательного процесса и его результата может быть реализована на основе системы наблюдений и включать диагностику:

Условий реализации программы

• Успешность образовательного процесса

• Результатов развития детей.

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Условия реализации программы Профессиональная компетенция педагога, создание развивающей музыкально – предметной среды (оборудованное пространство, музыкальные инструменты, игрушки, дидактические пособия, атрибуты и костюмы, организация педагогического процесса (расписание занятий, план мероприятий и подготовки к ним)

Успешность образовательного процесса

Вместо технологической эффективности на первый план выдвигается гуманистическая направленность образовательного процесса. Учебный процесс считается эффективным, если:

1. Удалось создать атмосферу радостного общения, гармоничного самоощущения всех участников педагогического процесса

2. Дети были активны и раскрепощены, в их действиях отсутствовали страх и неуверенность, они не ощущали себя беспомощными

3. В педагогический процесс вплетены собственные идеи детей, запланированное содержание прибрело новое качество и обогатилось в результате совместной творческой деятельности

4. Удалось попасть в круг актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению

5. Удалось избежать манипулирования детьми и осуществить задуманное на основе взаимодействия с ними

6. Занятие принесло воодушевляющее удовлетворение.

Результативность развития детей Диагностика результатов музыкального развития детей проводится на основе оценки устойчивых проявлений. Диагностика достижений является обобщенной, и может быть использована для выявления одаренных детей, или проблемы эмоционального и музыкального развития, разработки индивидуального маршрута развития, подбора музыкального материала (темп, тональность и т. д.)

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

4.1 Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка

1 Воспитание любви и интереса к музыке

1.1 Останавливается и прислушивается, когда звучит музыка

1.2 Спонтанно начинает пританцовывать и хлопать в ладоши, когда звучит музыка

1.3 Во время музыкального занятия проявляет устойчивую непроизвольную заинтересованность

2 Развитие музыкальных способностей

Воспитание эмоциональной отзывчивости

2.1 Реагирует на контрастные характеры в музыке различным спонтанным движением (радостно - грустно)

2.2 Имеет выраженную непроизвольную реакцию на заинтересовавшую его музыку

2.3 Может отразить в движении простейшие музыкальные образы : киска, зайчик, медведь, Петрушка, Снежинка

Развитие восприятия музыки

2.4 Различает контрастные выразительные средства музыки (лад, динамика, регистр, тембр) и умеет отражать их в импровизированном движении и в других исполнительских формах

2.5 Слышит равномерную метрическую пульсацию и может отразить ее в хлопках, игре на инструментах, движении

2.6 Слышит простейшие музыкальные формы (двухчастная, куплетная, вариации) и может в них действовать

Развитие вокально – хоровых навыков

2.7 Любит слушать пение, подпевать взрослому

2.8 Поет легко, негромким голосом, в умеренном темпе в пределах возрастного диапазона

2.9 Знает 2-3 любимые песни, может спеть и поет их с удовольствием

Развитие музыкально – ритмических навыков

2.10 Любит двигаться под музыку

2.11 Выполняет простейшие и образные движения по показу и самостоятельно

2.12 Владеет элементарными плясовыми движениями навыками ориентировки «на себя», и «от себя»

Развитие музыкально – творческих способностей

2.13 Радостно откликается на возможность образного импровизированного движения

2.14 Способен самостоятельно выбрать инструменты и играть на них импровизированно и в оркестре, при озвучивании стихов, сказок

2.15 Участвует в инсценировании простых песен

Карта диагностики уровня развития музыкальности ребенка

(старший возраст)

1 Воспитание любви и интереса к музыке

1.1 Проявляет ярко выраженный интерес к музыке, различным видам музыкальной деятельности

1.2 Способен к произвольному вниманию при слушании музыки

1.3 Проявляет выраженное желание и инициативу в музыкальной творческой деятельности

2 Развитие музыкальных способностей

2.1 Реагирует на разные музыкальные образы соответствующим импровизированным движением

2.2 способен к внутреннему переживанию музыкального образа при слушании коротких пьес

2.3 Тонко чувствует музыкальный образ, настроение музыкального произведения и передает свое восприятие в исполнительской, игровой и художественно – творческой деятельности

Развитие восприятия музыки

2.4 Различает более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности

2.5 точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах в заданном темпе

2.6 Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения (в пении, движении, игре на инструментах)

Развитие вокально – хоровых навыков

2.7 Любит петь, знает много (5-7) детских песен и охотно их исполняет

2.8 Способен подстраиваться голосом к унисону, поет легким, естественным голосом

2.9 Может импровизировано петь простейшие мелодии (фразы)

Развитие музыкально – ритмических навыков

2.10 Любит двигаться под музыку

2.11 Выполняет разнообразные общеразвивающие и образные движения ритмично и координированно по показу и самостоятельно

2.12 Владеет разнообразными плясовыми движениями и навыками ориентировки в пространстве («на себя», «от себя», «от предмета или объекта»)

Развитие музыкально – творческих способностей

2.13 С удовольствием импровизирует музыкально – пластические движения, создавая оригинальный образ в соответствии с характером музыки

2.14 С удовольствием участвует в инсценировании песни, у него точные и выразительные движения, мимика соответствует игровому образу

2.15 Умеет подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером исполняемой музыки.

Основной ориентир – соблюдение прав ребенка, уважение личности ребенка, укрепление физического и психического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия учет его индивидуальных потребностей, развитие творческого потенциала, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Это значит, что качество музыкального воспитания определяется тем, насколько каждому ребенку в детском саду будет обеспечено эмоциональное, психофизическое благополучие.

Ребенок раннего возраста

ребенок интересуется…

эмоционально вовлечен…

стремится проявлять…

использует…

знает назначение.

знает название…

умеет …

Владеет…

может обращаться …

стремится к общению …

подражает…

наблюдает…

проявляет интерес …

Целевые ориентиры образования в младенческом

и раннем возрасте:

ребенок овладевает …

проявляет инициативу и самостоятельность…

способен выбирать …

обладает установкой положительного отношения …

Способен договариваться и сопереживать…

адекватно проявляет свои чувства…

обладает развитым воображением…

ребенок владеет разными формами и видами игры…

умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам…

может выражать свои мысли и желания…

владеет основными движениями…

способен к волевым усилиям…

проявляет любознательность…

склонен наблюдать, экспериментировать…

ребенок способен к принятию собственных решений…

опирается на свои знания и умения…

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Если то, что ты делаешь, трудно тебе, подумай, нужно ли тебе это. (Зеланд)

То, что гусеница называет концом света, Учитель называет рождением бабочки (Ричард Бах).

Восприятие музыки это не количество информации о ней, а качество нашего с вами эмоционального, пластического и духовного контакта с ней (Михаил Казиник)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ состояния внутригрупповой системы оценки качества индивидуального развития воспитанников Анализ состояния внутригрупповой системы оценки качества индивидуального развития воспитанников Становление личности индивида не может.

Изучаем «ЕСЕRS-Шкалы» для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях Уважаемые коллеги! На сегодняшний момент вряд ли найдется воспитатель или педагог ДОО, которому неизвестно, что с начала 2016 года предполагается,.

Консультация для педагогов «Критерии качества занятия в контексте культуры (ФГОС)» Одной из задач современного образования является приобщение человека к культурным ценностям, т. е. превращение природного человека в человека.

Мониторинг оценки качества освоения детьми образовательной программы Мониторинг оценки качества освоения детьми образовательной программы На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным.

Оформление группового музыкального уголка, информационного стенда для родителей по вопросам музыкального воспитанияОформление группового музыкального уголка, информационного стенда для родителей по вопросам музыкального воспитания Предлагаю вам посмотреть музыкальные уголки, стенды для родителей, тематические выставки (стенды) к праздникам в детском саду. Информационные.

Отчет музыкального руководителя «Мониторинг качества образовательного процесса» Отчет музыкального руководителя: «Мониторинг качества образовательного процесса». В 2014-2015 учебном году музыкальное воспитание в МАДОУ.

Диагностика оценки работы качества педагогов по Рппс Педагоги: Гузеева Л. И, Пензина. И. В, Галямова Н. А разработали диагностику для оценки работы качества педагогов по Рппс. Критерии оценивания.

Родительское собрание «Внедрение здоровьесберегающих технологий в младшей группе в условиях введения ФГОС ДО» Форма проведения: семинар Эпиграф: Восточная мудрость гласит: когда у человека есть здоровье, у человека есть надежда, когда у человека.

Роль музыкального руководителя в условиях ФГОС Установка новых образовательных стандартов направлена на уникальность дошкольного детства, разные варианты и скорость его развития, а также.

Внедрение современных форм патриотического воспитания дошкольниковВнедрение современных форм патриотического воспитания дошкольников Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обсуждаем внедрение Фгоос доо: «Критерии оценки качества музыкального воспитания в условиях Фгоос: стереотипы и реальность»
Опубликовано: 10 марта 2016 в 18:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обсуждаем внедрение Фгоос доо: «Критерии оценки качества музыкального воспитания в условиях Фгоос: стереотипы и реальность»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Макарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД