Ирина Кольчурина
Мониторинг оценки качества освоения детьми образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг
оценки качества освоения детьми образовательной программы
На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.
Публикация «Мониторинг оценки качества освоения детьми образовательной программы» размещена в разделах
В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.
Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.
В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В. И. Андреев, В. П. Беспалько, М. Б. Гузаиров, В. А. Кальней, А. Н. Майоров, С. Е. Шишов.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким преподавателем Карлхайнцом Ингенкампом, который считает, что «по существу педагогическая деятельность насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий».
В современной российской педагогике мониторинговые и диагностические исследования пока нечастое явление, но их применение в дошкольном учреждении позволит увидеть объективную картину состояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней.
Обоснование проблемы.
- Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг, что потребует тщательного анализа, отслеживания качества образования.
- Выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения позволяет педагогический мониторинг.
- Проблемы видятся еще и в том, что в момент бурного инновационного всплеска в образовании, педагоги столкнулись с трудностями в обновлении содержания педагогического процесса, в выборе и реализации программ нового поколения. Поэтому возникает необходимость в разработке модели педагогического мониторинга
Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.
Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.
Целью мониторинга качества образования в ДОУ является формирование целостного представления о качестве всей образовательной системы.
Поэтому так необходима система оценки качества усвоения детьми программы обучения в детском саду – универсальная форма хранения иобработки полученных результатов. Наиболее удачным, на наш взгляд, являются электронные диагностические журналы "Оценка знаний, умений и -навыков".
От того, какие знания, умения и навыки получит ребенок в детском саду, насколько грамотно он сможет их применять в изменяющихся жизненных условиях, во многом зависит успешность его обучения в первом классе.
Система аттестации педагогических работников, переход на новую систему оплаты труда также способствуют отслеживанию качества образовательной деятельности. При оформлении аттестационного портфолио одним из критериев оценки деятельности воспитателя является выполнение педагогом принятой в ДОУ образовательной программы.
Использование информационных технологий в образовательном процессе – одна из составляющих компетентностей педагогов. (В соответствии с квалификационным справочником). Ведение мониторинга в электронном варианте позволит педагогам более чётко и правдиво выявить успешность и результативность протекания образовательного процесса; во-вторых, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
Мы предлагаем использовать в педагогический деятельности электронные журналы, которые позволят более качественно и объективно выявить уровни развития каждого воспитанника ДОУ.
В начале учебного года педагоги каждой группы получают электронный журнал, который состоит из соответствующих разделов принятой в ДОУ программы. Воспитатели оценивают успешность выполнения только тех разделов программы, по которым ведут занятия. Специалисты – музыкальные руководители, инструктор физического воспитания, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования – оформляют результаты диагностики в отдельных журналах. Такая форма обобщения результатов работы удобна при непосредственном проведении диагностики – заполнении таблиц, составлении аттестационного портфолио конкретного педагога.
Диагностика осуществляется в начале и конце учебного года (при необходимости может быть проведена промежуточная диагностика в середине года). По всем разделам программы для каждой возрастной группы определены критерии оценки на основе содержания комплексной программы «Детство». Это знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года. Усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:
ребенок самостоятельно справляется с заданием – 3 балла;
ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого – 2 балла;
ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого – 1 балл.
Диагностика не требует проведения специального исследования или выполнения детьми контрольных заданий. Педагоги оценивают успешность усвоения программного материала, наблюдая за воспитанниками на занятиях и в их свободной деятельности. Данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребенка группы.