Оксана Махота
Общие представления о сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева.
Функции сказок :
Публикация «Общие представления о сказкотерапии» размещена в разделах
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням — к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
- о жизненно важных явлениях;
- о жизненных ценностях;
- о внутреннем мире автора (как в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
- как устроен этот мир, кто его создал;
- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
- какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
- какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
- какие «ловушки», искушения, трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
- какими ценностями руководствоваться в жизни;
- как строить отношения с родителями и детьми;
- как бороться и прощать.
4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Нравственный иммунитет» — способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.
Выделяют следующие принципы психологического анализа сказок :
1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента. Позволяет воспринимать мир, представленный в сказке целостно и безоценочно.
2. Принцип объективности. Рекомендуется рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее «слои» и «грани».
3. Принцип результативности. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью — формирование перспективных задач психологической работы с ребенком и взрослым.