Елена Шатилова
Общественное управление как характеристика современной российской школы
Общественное управление как характеристика современной российской школы
В период социально-экономических сдвигов в обществе, которые выводят его на качественно новый этап развития и одновременно побуждают к глубоким реформам, особенно ощутимым является необходимость осмысления значения государственно-общественного управления школьным образованием в историческом измерении.
Публикация «Общественное управление как характеристика современной российской школы» размещена в разделах
Изучение мировых тенденций и особенностей развития образования, модернизация управленческих механизмов имеет важное значение для реформирования образования России, дает основу для прогнозирования и реального возрождения национального образования, системного управления ею и приближения к европейским стандартам.
В России есть немало достижений в области формирования государственно-общественного типа управления образованием. В 1992 г. В Российской Федерации был принят Закон «Об образовании», где в ст. 35 отмечается, что «управление государственными и муниципальными учреждениями базируется на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет учебного заведения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, другие формы». Руководствуясь положениями этого закона в 90-х гг. В России активно начали создавать в учебных заведениях школьные попечительские советы и родительские комитеты.
Сразу же заведующим лабораторией государственно-общественного управления образованием Российской академии наук В. Бочкаревым был разработан проект Концепции государственно-общественного управления общим образованием, где ученый предложил базовый вариант распределения полномочий между всеми органами общественного управления и самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне его структурных подразделений. В проекте предложено пять вертикалей общественного самоуправления и административного управления на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Автор проекта В. Бочкарев считает, что система управления образованием должна выглядеть так:
• Министерство образования Российской Федерации, которое формирует правительство и президент;
• Российский педагогический совет, избираемый (съездом) конференцией педагогов;
• Ученический совет, избираемый (съездом) конференцией учащихся;
• Российский родительский совет, избираемый (съездом) конференцией родителей;
• Всероссийский совет по образованию, избираемый Всероссийским съездом (конференцией) участников образовательного процесса.
Для обеспечения демократического, государственно-общественного характера управления образованием необходимо взаимодействие всех пяти вертикалей, указанных выше:
I этап: этап использования руководителем образовательной системы (образовательного учреждения) коллегиальных структур совещательно-экспертного характера – первый уровень демократизации.
II этап: этап становления и развития государственно-общественного управления образовательной системой (учреждением, внутри которого предусмотрено два уровня демократизации: а) превалирование роли управленческих решений органов государственного (муниципального, административного) управления над ролью управленческих решений (и результатов их реализации) органов общественного управления образованием – второй уровень демократизации; б) ориентировочный паритет роли управленческих решений (и результатов их реализации) органов государственного (муниципального, административного) и общественного управления образованием – третий уровень демократизации.
III этап: этап демократического, государственно-общественного управления образовательной системой (учреждением, который характеризуется равным соотношением роли управленческих решений (и результатов их реализации) органов государственного (муниципального, административного) и общественного управления образованием, осуществляется во взаимодействии с органами педагогического, ученического и родительского самоуправления, эффективно действуют – четвертый уровень демократизации.
IV этап: этап общественно-государственного управления образовательной системой (учреждением, характеризующийся преобладанием роли управленческих решений (и результатов их реализации) органов общественного управления образованием и органов педагогического, ученического и родительского самоуправления о роли управленческих решений (и их результатов) органов государственного (муниципального, административного) управления образованием – пятый уровень демократизации.
V этап: этап демократического управления образовательной системой (учреждением, что осуществляется в основном органами общественного управления и самоуправления – шестой уровень демократизации.
Такая система оказалась слишком громоздкой и не нашла поддержки в Министерстве образования России. Зато в 2005 году был поддержано другой проект, возглавляемый заместителем Координационной группы по развитию государственно-общественного управления образовательными учреждениями при МОН России Анатолием Аркадьевичем Пинским, который предложил четыре уровня государственно-общественного управления образовательными учреждениями: федеральный, региональный, муниципальный, школьный. Проект был включен в Федеральную программу развития образования и начал активно внедряться. Основой его стало создание руководящих советов – внутришкольных коллегиальных органов государственно-общественного управления, в состав которых входят и избранные, и назначены члены. Инициатива по созданию таких советов получила правовую основу (ее поддержало правительство Российской Федерации постановлением от 14 февраля 2006 № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, вводящие инновационные образовательные программы»). Но факт, что чиновники принимают решение о создании институтов государственно-общественного управления вызвал недовольство педагогов, родителей, ученых. Вместе с тем надо отметить, что в школах России уже в то время работали школьные и попечительские советы.
В связи с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ государственно-общественное управление образованием успело претерпеть кардинальные изменения. В качестве одной из форм правового регулирования государственно-общественных отношений выступает государственное и договорное регулирование в сфере образования. Государственное регулирование вышеупомянутых отношений устанавливается посредством единого механизма сверху, регламентируясь нормативно-правовыми актами со стороны государства, подведомственных институтов и коллегиальных органов управления. Гражданско-правовые договоры между субъектами правоотношений, то есть физическими лицами в лице граждан и юридическими лицами в лице организаций, регламентируются ГК РФ с учетом российского законодательства.
В то же время в Российской Федерации находим широкий спектр общественных организаций. Среди них основные:
• Общественный совет при Министерстве Просвещения РФ: обеспечивает подготовку предложений и принятия оптимальных решений по развитию образования, проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, созданных Министерством;
• Российский общественный совет по развитию образования (год основания – 2001) занимается поддержкой новых инициатив в области развития содержания, методов и организации образования, привлечением финансирования международных организаций и фондов для помощи в развитии российского образования, лоббированием интересов образования в законодательном и бюджетном процессе. Также на базе РОСРО сформирован Общественный экспертный совет по стандартам школьного образования, чья позиция помогла скорректировать содержание учебников школьных стандартов по литературе и истории)
• ОО «Попечительский совет образования» – занимается не только теоретическими вопросами разработки новых образовательных технологий, совершенствованием системы оценивания, определением приоритетных направлений развития образования, сообразно с запросами рынка труда, но и конкретными материальными делами (повышение эффективности ресурсного обеспечения образования путем современной системы привлечения финансовых ресурсов для развития муниципальных образовательных учреждений, поиск инвестиций, подготовка квалифицированных кадров и т. д.).
В России также реализуется принцип государственно-общественного управления образованием :
• Общественная коллегия, которая является консультативно-совещательным органом по вопросам реализации государственной политики в области образования и науки и решением актуальных социально-экономических проблем;
• Общественные советы по вопросам дошкольного, общего среднего, внешкольного; профессионально-технического и высшего образования;
• Общественный совет по вопросам реформирования экономических механизмов в образовании;
• Общественный совет по вопросам инновационного развития и интеллектуальной собственности.
С участием этих советов проведено более десяти общественных дискуссий в формате всероссийских круглых столов.
Главной задачей государственно-общественного управления является обеспечение диалога структур государственного управления с органами общественного самоуправления, установленные подвижного равновесия между государственным регулированием и процессами самоорганизации, происходящие в социально-педагогических системах. Кроме того, задачами такого управления является реализация законодательно определенных прав педагогов, учащихся и их родителей на участие в управлении учебным заведением; демократизация государственного управления образованием; удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса; развитие согласительных механизмов разрешения противоречий и конфликтов между всеми субъектами.
Современная нормативно-правовая база развития образования предусматривает необходимость модернизации управления образованием, в частности:
• оптимизацию государственных управленческих структур;
• децентрализацию управления;
• перераспределение функций и полномочий;
• переход к программно-целевому управлению;
• сочетание государственного и общественного контроля;
• создание системы мониторинга управленческих решений, их влияния на качество образовательных услуг на всех уровнях.
Результатом модернизации управления является разработка и внедрение открытой демократической модели управления, построенной на активном взаимодействии со средой. Положены в основу модернизации управления образованием конституционные принципы требуют четкого представления об их реализации.
Анализ государственных документов по вопросам управления общим средним образованием свидетельствует, что в современных условиях развития независимой России существенно меняется роль государства: она становится демократическим регулятором общественных отношений, гарантом и защитником интересов и прав каждого гражданина. Главными ее функциями становятся регулирующие и защитные, основанные на принципе: государство для человека, а не человек для государства.
Можно констатировать, что для государственно-общественного управления образованием пока что характерно малоэффективен распределение функций между различными субъектами управленческого процесса. Важно и то, что в управленческой системе не налажен постоянную обратную связь с обществом. Поэтому сегодня наблюдается в целом монопольное отношение государства к управлению образованием, не способствует развитию демократических отношений в сфере образования и не создает условий для участия общественности в управлении образованием.
Исследование фактического состояния нормативно-правовой базы сферы образования убеждает в необходимости ее совершенствования в направлении предоставления прав общественности влиять на образовательные процессы, выражать свои намерения и пожелания по улучшению образовательной системы России.
Результаты анализа теоретических основ и существующей практики государственного управления образованием в нашей стране и за рубежом подтверждают необходимость демократических преобразований управленческой системы в России.