Екатерина Антонова
Общеобразовательная программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад №443»
Принята решением Утверждаю:
педагогического совета Заведующая МДОУ
МДОУ «Детский сад №443» «Детский сад№443»
Протокол №___
От «___» ___2023г. «__»___2023 г.
Дополнительная общеобразовательная
программа
по развитию познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников
Автор-разработчик Антонова Е. С.
Содержание:
1. Пояснительная записка. 3
Публикация «Общеобразовательная программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1.1. Актуальность развития познавательно-исследовательской деятельности у детей…3
1.2. Педагогическая целесообразность….4
1.3. Цель Программы. 5
1.4. Задачи Программы. 5
1.5. Распределение задач по возрастам….6
2. Структура программы…6
3. Принципы и подходы к формированию программы. 7
4. Ожидаемые результаты…. 8
5. Предметно-развивающая среда…9
6. Взаимодействие с родителями…10
7. Календарно-тематическое планирование…. 11
7.1Перспективный план образовательной деятельности в средней группе….11
7.2. Перспективный план образовательной деятельности в старшей группе…. 12
7.3 Перспективный план образовательной деятельности в подготовительной группе…. 13
8. Методическое обеспечение….14
9. Уровни овладения детьми навыками экспериментирования…. 16
10. Литература….17
1. Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 3-7 лет. Направленность программы : по содержанию является научно-технической, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации годичной.
Программа разработана с учетом с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривает использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, организованной в процессе детского экспериментирования
.
Новизна программы состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.
1.1 Актуальность.
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т. к. способствует развитию познавательной активности, находчивости, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Одаренные дети - национальная гордость. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей детского сада. Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
1.2. Педагогическая целесообразность: Материал работы посвящен проблемам развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования, освоению детьми способов и методов познания окружающего мира, проведению элементарных опытов.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
1.3. Цель :
Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
1.4. Задачи:
• Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
• Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
• Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
• Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:
• Учить фиксировать результаты исследований;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
• Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
1.5. Распределение задач по возрастам:
Средняя группа:
1. Продолжать формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
2. Формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
3. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
4. Воспитывать самостоятельность, умение работать поэтапно, анализировать и сравнивать результаты опыта, эксперимента.
Старшая группа:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
2. Формировать умение пользоваться приборами- помощниками,
3. оборудованием для детского экспериментирования.
4. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
5. Воспитывать самостоятельность.
Подготовительная к школе группа:
1. Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
2. Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
3. Самостоятельно пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
4. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
5. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.
2. Структура программы
Программа разработана для детей дошкольного возраста. Программа рассчитана :
- на 8 календарных месяцев (один учебный год, для детей 4-5, 5-6, 6-7 - лет;
- состоит из 26-28 тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;
- продолжительность одного занятия составляет 10-15 минут в средней группе, 15-20 минут в старшей и 20—25 минут в подготовительной группе.
Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, занятия – опыты, познавательные проекты.
Программа идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);
3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
4. рукотворный мир
5. физические явления
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.
Отличительной особенностью данной программы от других является комплексное применение практических методов обучения дошкольников.
Сроки реализации: три года.
Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия – опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).
Образовательная деятельность по программе состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования для детского экспериментирования. Теоретическая часть носит максимально компактный характер и несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.
3. Принципы и методы реализации программы
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
4. Ожидаемые результаты освоения программы :
По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:
• Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
• Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения, а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
• Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
• Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
• Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
• Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.
Педагогическое обследование уровней развития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам Л. Н. Прохоровой «Маленький исследователь» и А. И. Ивановой «Маленький исследователь». Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формировании навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.
Способы проверки результатов освоения программы и подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания. Заключительным мероприятием является познавательный праздник.
Программа рассчитана на 3 года обучения с детьми средней, старшей и подготовительной группы.
5. Предметно-развивающая среда.
Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим даны рекомендации по оформлению центра экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.
Оборудование центра экспериментирования.
Центр «Песок, вода» :емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.
Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Центр «Науки и природы» : пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д., пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д., оборудование для ухода за растениями, модели календаря природы и погоды, лупа, кусочки меха, вата, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т. д., магниты, бисер, стеклярус, янтарь, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз», микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
6. Взаимодействие с родителями.
Работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому родители привлекаются к активной помощи.
Так, например, детям предлагается дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители могут оказать помощь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Предпочтение отдается нетрадиционным формам взаимодействия с семьей, таким как практические занятия, тренинги.
Для просвещения родителей проводятся к консультации. Примерные темы:
– «Как организовать и провести простейшие эксперименты»,
-«Семейный досуг для любознательных»,
-«Путешествия юных натуралистов».
Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий, например,«Моя семья в лесу», «Моя семья на даче»,
«Наши домашние питомцы».
Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных под лозунгом «Отходы – в доходы!»