МААМ-картинки

Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания

Лукашкина Кристина
Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания
▼ Скачать + Заказать документы

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении с родителями принадлежит педагогу, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому знание и использование техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.

Главная цель взаимодействия педагога с родителями -это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.

Что же хотят от нас родители? Мы хорошо понимаем, что все они хотят получить поддержку и понимание и как нелегко им приходится;

Публикация «Общение воспитателя с родителями, Секреты взаимопонимания» размещена в разделах

- Каждый родитель в ожидании ребенка планирует, что он родится здоровым, сильным, красивым. Но иногда что-то идет не так. И нам чаще всего приходится сталкиваться именно с этой ситуацией. _ Понятно, что родители желают, чтобы его услышали, его позицией интересовались, считались с его мнением; Для них очень важно, чтобы учитель был его союзником, помощником и создавалось ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен.

1. Но нам известно, какие трудности возникают во взаимодействии школы и семьи. Наиболее важные барьеры и препятствия на этом пути - это загруженность как педагогов так и родителей. (нет возможности, а иногда желания встретится. Часто родитель занимает позицию молчуна, с надеждой, что ситуация разрешится сама по себе)

2.(Барьер) Важны тут и установки, с которыми родители и учителя взаимодействуют друг с другом, их психологическое состояние. И педагог бывает уставшим, накрученным и родители приходят с позицией обвинения.

3. Барьер - это устойчиво сложившиеся схемы и приемы взаимодействия с

родителями, которые имеют неконструктивный характер, когда учитель и родитель не слышат друг друга, каждый стоит на своей позиции.

2-3 барьеры тесно взаимосвязаны. Очень важно с какими установками родитель пришел в школу. С одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться им и радоваться его успехам. Неудачи ребенка для многих родителей являются показателем собственной неуспешности. Признание каких-то трудностей у своего чада, того или иного расстройства различной степени тяжести (как психического, так и физического) является для родителя показателем его несостоятельности. Согласитесь, принять это сложно и не у всех получается. А реакции тут разные и мы с Вами часто их наблюдаем:

одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие – возлагают ответственность на школу, а третьи начинают нападать на учителя.

Иногда мы сталкиваемся с такими фразами от родителей :«Я сам был таким», «Он такой же, как другие дети". Все это может говорить о том, что родитель избегает неприятных переживаний, связанных с признанием проблем ребенка.

Когда в нашу жизнь приходит то или иное известие, _неприятная информация мы не раскладываем ее по полкам, а начинаем переживать. Существуют четко прописанные стадии, которые неосознанно проходит каждый человек, в нашем случае родитель. Я сейчас буду проговаривать эти этапы, а каждый из вас уважаемые коллеги вспомнит достаточно много примеров из своего опыта, подтверждающих верность ниже изложенного.

На первом этапе. идет Отрицание, когда родитель отрицает информацию. Испытывает определенную растерянность. Ему кажется, что произошла какая-то ошибка _ и это никакого отношения к его ребенку и к нему не имеет.

Потом наступает - Гневная реакция. Родитель начинает понимать, что информация была для него, и это не ошибка. Что происходит с ним? Он начинает искать виноватых. Часто на этой стадии можно заметить агрессивное поведение и негативное отношение по отношению к учителям и школе в целом. И многие из нас попадали в такие ситуации, когда были виноваты все, а не родитель и ребенок. Третий этап - Сделка или Торги. Закончив обвинять, родитель начинает «торговаться» : пытается заключить сделку с судьбой, Директором, Учителем. Мы с вами слышим фразы: "А что, если мы возьмем дополнительные занятия", "Перейдем к другому учителю",

В общем, пытаются как-то оттянуть время принятия мер и исправления ошибок.

Прожив предыдущие три этапа у родителя наступает фаза Депрессии. Это - отчаяние, иногда апатия, что ничего нельзя исправить. Не понимая как себя вести и что делать, такой родитель теряет интерес к школьной жизни ребенка и пессимистически смотрит в будущее.

Только прожив выше обозначенные этапы родитель приходит к пониманию начинает слышать, реагировать, принимать меры. А время прохождения этих этапов у каждого свое. (это как адаптация детей в школе, кто-то в сентябре уже ученик, а кому-то требуется целый год)

А насколько эффективно будет выстроено общение с родителями зависит во многом от нас.

Что же помогает нам на этом пути? (Техники эффективного общения с родителями)

1)Самый важный закон, который иногда соблюдать труднее всего

ВЫСЛУШАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО родителя, дать ему выговориться

2) Необходимо общаться на языке собеседника

3) Логично и полно доносить информацию

4) Избегать резкостей и категоричностей. НЕ СПОРИТЬ!

5) Не давать прямых советов.

Мы не требуем, а просим:(требовательный тон вызывает чувство сопротивления, поэтому "Я требую, чтобы у ребенка была физкультурная форма"---вызовет неприятное чувство у родителя, а к фразе:"Я прошу Вас"- отношение будет другое). Родитель не должен чувствовать себя в качестве подчиненного. Наша цель-это сотрудничество с ними.

В какой-то ситуации мы озадачиваем родителя : «Вы не замечали, что в последнее время…

Варя имеет уставший вид, замыкается в себе?»

Необходимо показывать заинтересованность ребенком, его состоянием: «Вы знаете, меня очень тревожит, что Саша стал безинициативным на уроках.»

Родитель всегда откликнется на предложение_ совместно преодолеть возникшие проблемы.

Когда Вы говорите: «Давайте вместе подумаем и попробуем решить сложившуюся ситуацию», родитель видит вашу заинтересованность в собственном ребенке.

Предлагайте свою помощь, которая нацеливает на совместное решение проблемы:

«Как я могу вам помочь, что мне сделать?»

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо использовать такие тактические приемы как: «Я - высказывание» Стиль «Адвокат», Стиль «Прокурор»; Принцип «Сэндвич»

Алгоритм построения «Я – высказывания» раскрывает Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Точно вербализирует чувства, возникающие

у говорящего в напряженной ситуации.

Позиция адвоката: - Предполагает помощь в любой ситуации, даже очень сложной; Мы не обвиняем; нив коем случае не выражаем своего одобрения или порицания. И Вы знаете как важен вопрос о распределении ответственности за воспитание и обучения детей. Не редко на практике мы встречаем попытку переложить ответственность на другого: Учителя возлагают ее на родителей,

а родители – на педагогов. И поэтому в результате начинается своего рода «борьба» : родители отказываются участвовать в решении педагогических задач («Я вам отдал, вы и воспитывайте»,

а педагоги активно взывают к родительской совести : «Примите меры, у вашего сына двойки».

В подобной ситуации ни о каком сотрудничестве не может быть и речи.

В этом нам поможет стиль

«Прокурор», где мы проговариваем родителям об их ответственности.

- В сложившейся ситуации Вы несете ответственность за то, что произошло с ребенком.

- Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я не смогу вам помочь,

если мы друг друга не услышим.

И наконец существует классический прием общения с родителями такой как -Принцип Сэндвич - он включает в себя 3 слоя. Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй части. Где педагог доносит негативную информацию до родителей, но только о поступке, а не о личности ребенка и не ставит «диагноза». А третья часть беседы включает выявление сильных сторон ученика, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Пример ситуации: «Ваня беспокойный, неусидчивый мальчик. Не может усидеть на одном месте более 10 минут».

Как об этом лучше сообщить? «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся».

Для того, чтобы взаимодействие с родителями было продуктивно необходимо соблюдать Основные принципы общения такие как Доброжелательность Честность Уважение Открытость Внимательность Терпимость Точность Искренность

Именно эти качества помогут выстраивать продуктивное взаимодействие с родителями.

Публикации по теме:

Анализ документации воспитателя. Работа с родителями Работа с родителями (протоколы родительских собраний) • Работа с родителями должна вестись целенаправленно, планомерно и включать в себя.

Конспект мастер-класса в технике декупаж с детьми старшей группы вместе с родителями «Секреты мастера Декупажа» Цель: продолжить знакомство с видом рукоделия «декупаж», изготовление поделок своими руками посредством этой техники детьми совместно с.

Консультация для воспитателей ДОУ «Бесконфликтное общение педагога с родителями. Рекомендации психолога» При взаимодействии воспитателя с различными категориями родителей важно реализовывать конструктивное общение, являющееся профилактикой конфликта.

Самоотчет работы воспитателя с родителями Уже в течение 3 лет большую помощь в деле воспитания детей оказывают родители. Они активные участники педагогического процесса, городских.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие с родителями дошкольников» .

Презентация «Семинар-практикум для воспитателей «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Цель: способствовать преодолению трудностей решению проблемных.

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями» Цель: • повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: -Уточнить.

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Цель — формирование коммуникативной компетентности.

Тренинговое занятие «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка Тренинговое занятие «Эффективное.

Презентация «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников по ФГОС» Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями на основе сотрудничества «вовлечения семей непосредственно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания
Опубликовано: 18 марта 2019 в 13:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания» (включая файлы) размещена пользователем Лукашкина Кристина (УИ 1284472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД