Кристина Болдова
Общение и коммуникативная культура
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативной культуры детей дошкольного возраста является одной из главных задач образования во все времена. Важно начать развитие коммуникативной культуры именно в дошкольном возрасте. Основой коммуникативной культуры личности является общение, без которого человек не сможет развиваться. В соответствии ФГОС ДОсодержание образовательной области, «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [1, с. 6]. Коммуникативная культура рассматривается в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и в других науках. Психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев описывают социальные проблемы коммуникации личности; философы М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. С. Библер раскрывают сущность коммуникативной культуры. Вопросы развития коммуникативной культуры личности рассматриваются в исследованиях И. А. Зимней, И. Ф. Исаева и др. Однако, в психолого-педагогической литературе однозначного определения понятия «коммуникативная культура» нет. Понятие «коммуникативная культура» обладает характеристиками, присущими понятиям «культура» и «коммуникация». В современном энциклопедическом словаре «коммуникация» — это общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. «Культура» (от лат. Cultura воспитание, образование, развитие) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Следовательно, «коммуникативная культура» как форма деятельности человека, выражает суть общей культуры со всеми ее характеристиками и проявляется в процессе коммуникации. В социальной психологии коммуникативная культура рассматривается как одна из характеристик коммуникативного потенциала личности и является синонимом термина «культура общения». В основе общения лежит область контактов людей при их взаимодействии друг с другом. Эти контакты протекают в реальном пространстве общества, субъектов и их внутренних миров. В. С. Садовская выделяет следующие стороны общения : 1) коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; 2) интерактивная сторона заключается в обмене деятельностью; 3) перцептивная сторона общения — в обмене впечатлениями и чувствами [3, с. 9]. Коммуникативная сторона общения дошкольников определяется потребностями, которые лежат в основе той или иной формы общения. На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, несколько форм общения. А. Г. Рузская выделяет три основные формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте: эмоционально-практическая форма характерна для детей от 2 до 4 лет; ситуативно-деловая — для детей 4–6 лет; внеситуативно-деловая форма общения характерна для старших дошкольников, которая складывается к 6–7 годам, этот период внешне проявляется в избирательных привязанностях, дружбе и возникновении более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Они рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила [4, с. 84]. Причиной такой смены является изменение содержания коммуникативной потребности у детей. Главным условием нормального развития и благополучия ребенка в детском саду является его доброжелательное отношение со сверстниками и с воспитателем. В энциклопедическом словаре (основы духовной культуры) педагога В. С. Безруковой, дано определение коммуникативной культуры — это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. В коммуникативную культуру входят : эмоциональная культура (культура чувств, культура мышления и культура речи. Развитие речи в дошкольном возрасте, одно из важнейших образовательных линий. Речь возникает из потребности общения, поэтому основным в речевом развитии ребенка является усовершенствование умения пользоваться речью как средством общения. Коммуникативная функция речи является одной из основных функций, развивающихся в дошкольном возрасте. У старших дошкольников формируется такая форма речи, как объяснительная — это рассуждения, объяснение способа действий. Объяснительная речь важна для развития взаимоотношений детей и умственного развития [2, с. 123]. Мышление начинается использоваться дошкольником для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности. Об этом говорят вопросы 6–7- летнего ребенка (А что внутри Земли?А почему небо голубое). Серьезный экспериментальный и теоретический материал по проблеме развития детского мышления принадлежит известным зарубежным психологам Ж. Пиаже и Дж. Брунеру, которые считали основным показателем умственного развития ребенка овладение им действиям и операциям. По мнению ученых, первая стадия в развитии детского мышления охватывает детей дошкольного возраста до шести лет [2, с. 140]. Эмоциональная культура (культура чувств) современных дошкольников, существенно изменилась, у детей увеличился уровень эмпатии по отношению к сверстникам и к пожилым людям. Дошкольники стали подавлять свои эмоции — дети стараются не показывать свои реальные переживания, либо подавляя их, либо маскируя. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет о старших дошкольниках, которые раньше выражали свои эмоции открыто [2, с. 47].
Публикация «Общение и коммуникативная культура» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Анализ программ дошкольного образования («От рождения до школы» и «Детство») показал, что развитию коммуникативной культуры старших дошкольников уделяется особое значение. В примерной программе «От рождения до школы» ставятся следующие задачи: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительное отношения к окружающим; привычку сообща играть; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. В рамках реализуемой программы «Детство» социально-коммуникативное развитие направлено на: воспитание доброжелательного отношения к людям, уважение к старшим, дружеское взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам; развитие добрых чувств и эмоциональную отзывчивость; воспитание культуры поведения и общения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Проблема развития коммуникативной культуры старших дошкольников связана с дефицитом доброты, уважения и воспитанности. Таким образом, понятие «коммуникативная культура» включает в себя потребность в коммуникации, свободу выбора партнера для общения, самовыражение и т. д. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в общении со сверстниками и взрослыми, которая происходит к 6–7 годам. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые, избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.