Наталья Первакова
Общедвигательная сфера. (В помощь логопеду)
▼ Скачать + Заказать документы
Воздействие на ребенка на сенсомоторном уровне с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций и процессов. Поэтому в начале коррекционной работы желательно отдать предпочтение этому направлению, что позволит создать предпосылки для последующих этапов работы. Коррекция общедвигательной сферы детей с отклонениями в развитии изложена в книге А. В. Семенович. Методологически эта работа опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Методически представляет собой адаптированный к детскому возрасту вариант базовых телесно ориентированных, кинезиологических, театральных и иных психотехник, адаптированных к детскому возрасту. Логопедам можно рекомендовать использовать данную методику с большой осторожностью, поскольку они не обладают полноценными знаниями в сферах неврологии, нейропсихологии, психофизиологии и не всегда смогут с достаточной уверенностью оценить последствия ее применения. Поэтому в работе по данному разделу желательно участие нейропсихолога.
Публикация «Общедвигательная сфера, (В помощь логопеду)» размещена в разделах
Одно из средств воздействия на двигательную сферу ребенка в комплексе методик при стертой дизартрии – логопедическая ритмика. Данный вид работы может проводиться учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем или самим учителем-логопедом при владении музыкальным инструментом или с использованием ТСО.
З а д а ч и здесь следующие: подавить патологические двигательные реакции ребенка; улучшить координацию движений – элементы основной двигательной деятельности; улучшить общую двигательную активность ребенка; помочь ребенку научиться управлять своими мышцами, регулировать мышечный тонус.
Логоритмическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода.
Задачи п е р в о г о п е р и о д а: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами. В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят движение, слушая указания педагога. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.
Во в т о р о м п е р и о д е для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам, следам, ходьба на носках, пятках, на полной ступне.
В т р е т ь е м периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление двигательных навыков. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами, игры-драматизации.