Анастасия Бакланова
Общее понятие учебного процесса в современной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Общее понятие учебного процесса в современной школе
Одним из главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.
Обучение - процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.
Публикация «Общее понятие учебного процесса в современной школе» размещена в разделах
Учебный процесс является сложным и многосторонним, но вместе с тем целостным и единым. Чтобы понять его особенности, нужно, прежде всего, выяснить, какое место занимает обучение в познавательной деятельности учащихся [6, 123].
Все формы познавательной деятельности людей носят активный характер. Люди не только отражают и перерабатывают в своем сознании разнообразные влияния внешнего мира, но и, в соответствии с познанными закономерностями, активно влияют на этот мир, применяют приобретенные знания, умения и навыки в жизни. Активный характер носит и сама познавательная деятельность. Знания приобретаются лишь в деятельности, которая в системе обучения носит организованный и целенаправленный характер.
Процесс обучения, как и всякий другой вид познания, имеет две стороны: объективную и субъективную. Под объективной стороной обучения понимается содержание обучения, а под субъективной - познавательная деятельность учащихся [10, 33]. Этот процесс протекает под руководством учителя, который организует, направляет и руководит им, исходя из задач и содержания обучения, с одной стороны, и закономерностей усвоения учащимися изучаемого материала - с другой.
Важнейшей частью учебного процесса является его содержание, включающее в себя научные знания, умения, навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся
[3, 96].
Учебная деятельность в школе направлена не только на приобретение учащимися научных знаний, но и на воспитание у них научного мировоззрения, этических и эстетических взглядов и поведения. Другими словами, обучение должно быть воспитывающим. Изучение истории не может ограничиваться знанием исторических фактов и событий, а биологии - знанием явлений растительного и животного мира [8, 62]. Оно включает в себя осмысливание закономерностей развития природы и общественной жизни, формирования научного мировоззрения, целеустремленного отношения к общественной жизни и использованию сил природы. Воспитание составляет внутреннюю сущность обучения. Подлинная наука обладает огромной воспитательной силой [6, 39].
Познавательная деятельность учащихся не ограничивается приобретением знаний, умений и навыков, содержащихся в учебных программах и учебниках, она включает в себя также познание явлений природы и общественной жизни, с которыми учащиеся сталкиваются повседневно помимо учебного процесса. Складывающиеся у учащихся таким путем представления и понятия принято называть познавательным опытом. Жизненный познавательный опыт учащихся вступает в связь с организованным обучением в различных формах[4, 56]. Обучение опирается на положительные жизненные представления и понятия учащихся, а в ряде случаев и отталкивается от них при научном объяснении тех или иных явлений и понятий. В процессе обучения пересматриваются ошибочные представления и понятия учащихся и вскрываются причины их возникновения. Научные методы изучения учебного материала вооружают учащихся самостоятельным анализом, обобщением и оценкой встречающихся в жизненной практике различных явлений, взглядов и суждений людей[9,35].
1. Азарова, Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе. /[Текст] Т. В. Азарова., М. р,Битянова. – М. : Мир психологии, 1996. – 125с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ [Текст] Л. И. Божович. - М - 1993. - С. 39-40.
3. Блонский, П. П. Психология младшего школьника. / [Текст] П. П. Блонский, - М. : Просвещение, 1997 – 285с.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – М. : 1984. Г4.
5. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. /[Текст]Н. И. Гуткина. –М. : Просвещение, 1996-265с.
6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера А. В. – М., 1978.
7. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. / [Текст]Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М. : Просвещение., 1998- 252с.
8. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 2008.
9. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / [Текст]А. К. Маркова. -М. : Сфера. ,1993-220с.
10. Общая психология. /Под. Ред. В. В. Богословского., А. Г. Ковалёва/.Спб. : Сфера. ,1989-345с.
11. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности /[Текст]В. Д. Шадриков. -М. : Просвещение. ,1994-138с.