Екатерина Киселева
Образовательный туризм как средство формирования познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Туризм стал характерной чертой образа жизни современного человека, стремящегося к смене впечатлений, познанию яркого и разнообразного мира. Учитывая данное положение, мы полагаем, что использование образовательного туризма, как одной из формы социокультурных практик позволит, соответствуя требованиям ФГОС ДО, реализовать целевые ориентиры дошкольного образования.
Публикация «Образовательный туризм как средство формирования познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Важно, что ФГОС ДО требует сделать процесс овладения целевыми ориентирами привлекательным, ненавязчивым, радостным. Выбирая образовательный туризм, мы опирались на специфику детей дошкольного возраста :
- потребность в движении,
- потребность в частой смене видов деятельности,
- потребность в общении с взрослыми и сверстниками,
- потребность в игре,
- природной любознательности, основанной на использовании различных органов чувств,
- свободное выражение эмоций.
Ключевой идеей реализации проекта стал образовательный туризм как ресурс достижения новых образовательных результатов с учётом требований ФГОС ДО.
Давно подмечено, что всё, что связано с эмоциями удивлением у дошкольников, способствует оптимальному развитию, формированию способностей, развитию познавательной активности. Российский психолог Вадим Андреевич Крутецкий сказал: «Переживаемые человеком эмоции являются важным фактором развития способностей к любой деятельности…. Радость творчества, чувство удовлетворения от напряженной умственной работы, эмоциональное наслаждение этим процессом повышают умственный тонус человека, мобилизует его силы, заставляют преодолевать трудности. Равнодушный человек не может быть творцом. Все изученные нами одаренные дети отличались глубоким эмоциональным отношением к математической деятельности, переживали настоящую радость, вызванную каждым новым достижением.
Конечно, образовательный туризм способствует всестороннему развитию дошкольников, но мы бы хотели уделить особое внимание познавательной активности.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях Д. Б. Годовиковой, Т. А. Куликовой свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчеств.
В методической литературе отсутствует единый базовый термин образовательного туризма. Различные авторы предлагают следующие трактовки рассматриваемого понятия.
Понятие «образовательный туризм» является производным от понятий «познавательный», «культурный», «экскурсионный» туризм.
Давно подмечено - всё, что связано с эмоциями, удивлением у дошкольников, способствует оптимальному развитию познавательной активности и формированию способностей.
Образовательный туризм мобилизует познавательную активность дошкольников, приобщает к самостоятельной творческой деятельности, развивает инициативу, умения и навыки самообразования.
Образовательный туризм — понятие далеко не новое, однако до сих пор никто не дает ему точное определение. Многие отечественные авторы, такие как: А. Р. Лебедев, В. П. Соломин, В. Л. Погодина, И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, Э. А. Лунин, Д. Ш. Сангинов, В. Ю. Воскресенский, в своих научных трудах по-разному трактуют «образовательный туризм. Они, применяют к данному термину различные подходы - это и экономический, деятельностный, программно-ориентированный, потребностно-ориентированный, комбинированный, с выделением территориального и временного признаков и другие.
Чаще всего образовательный туризм используют в форме экскурсий, выездных лагерей, занятий в музеях, туристических поездках с детьми и взрослыми.
Педагоги нашего детского сада применяют технологию образовательного туризма в следующих формах :
• организация прогулок с элементами походно-туристской деятельности.
• проектной деятельности;
• создание короткометражных видеофильмов с участием детей;
• квест-игры для детей дошкольного возраста и их родителей.
В эпоху модернизации системы образования в Российской Федерации возникает необходимость поиска новых технологий и эффективных форм взаимодействия с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами.
Поэтому, в связи с необходимостью расширения горизонтов образовательной деятельности, появляется новая технология – образовательный квест, который позволяет персонализировать процесс образования, в полной мере используя образовательное пространство и создавая эффективные условия для совершенствования и личностного роста участников образовательных отношений.
С дошкольниками и их родителями в детском саду были проведены квест-игры: «Безопасность на дороге», «Путешествие по странам», «Рыбинск – таинственный город».
В результате реализации проекта повышен уровень основных структурных компонентов познавательной активности дошкольников : любознательность, познавательная потребность, вопросительно-исследовательская активность, инициативность, самостоятельность через использование практики образовательного туризма. Повышена компетентность педагогов в формировании познавательной активности посредством образовательного туризма. Повышена воспитательная функция семьи посредством эффективного взаимодействия в процессе практики образовательного туризма.
Литература:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Пономарева, Т. В. Образовательный туризм : сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139-143.