Татьяна Журавлева
Образовательный проект «Творчество художников Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Красота родного края… - это источник любви к Родине. Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина,
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта.
Современные исследования в качестве основополагающего фактора в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривает национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному краю, культуре малой Родины. Именно в дошкольном возрасте важно приобщение личности к истории, национальному и культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.
Публикация «Образовательный проект „Творчество художников Мордовии“» размещена в разделах
Направленность проекта.
Образовательный проект направлен на расширение и углубление знаний детей о национальном искусстве Мордовии.
Основная цель проекта – создать условия для более глубокого изучения мордовской национальной культуры путем ознакомления дошкольников с творчеством художников Мордовии.
В основу проекта положена идея воспитания у детей чувства любви к родному краю и гордости за таланты земли мордовской.
В соответствии с целью были поставлены и задачи:
-- формировать представления об эстетической и художественной культуре своего народа через знакомство с творчеством художников Мордовии;
-- учить детей видеть и понимать красоту окружающего мира, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты и композиторы;
-- развивать доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность;
-- расширять и активизировать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами;
-- способствовать использованию полученных сведений в своем изобразительном творчестве;
Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующих условий:
1. Создание соответствующей предметно – развивающей среды.
2. Обеспечение воспитательно - образовательного процесса необходимыми материалами (репродукции картин, предметы искусства, продукты детского творчества и т. д.)
3. Высокий уровень познавательной и художественной подготовки педагога.
Проект разработан для старших дошкольников, так как важной тенденцией этого возраста является развитие сознания, системы нравственных мотивов.
Сроки реализации проекта – 2 года. Таким образом, проект рассчитан для детей старшей и подготовительной группы. Этапы работы включают в себя: предварительную подготовку (взаимодействие с семьёй, практическую часть (познавательно – речевая и продуктивная деятельность) и предполагаемый результат.
Реализация проекта строится на следующих принципах:
• Системности.
• учета возрастных особенностей,
• интеграции,
• гуманизации.
Системный подход предполагает организацию процесса погружения в искусство на основе спирали – последовательное изучение параллельных тем на новом материале.
Учет возрастных особенностей дает возможность созданию условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, накопленного опыта.
Принцип интеграции реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. д.
Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Этапы реализации проекта:
1 этап – (вводно – организационный) 2014год
Тематика и формы работы Сроки
Изучение научно – методической литературы, современных методик и технологий - сентябрь
Определение и содержание форм работы по реализации проекта - сентябрь
Разработка методических рекомендаций: «Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии» - октябрь
Разработка цикла экскурсий - октябрь:
• выставочные залы
• музеи
• на природу
Разработка цикла бесед по темам - октябрь:
• «Певец родного края» (о Ф. В. Сычкове)
• «Ноздрин – художник - портретист»
• «Край мой – гордость моя»
Привлечение родительской общественности к совместной работе по организации и реализации образовательного проекта - октябрь
Совершенствовать предметно – развивающую среду - октябрь:
• Пополнить краеведческий уголок портретами художников Мордовии, репродукциями картин и литературой об их творчестве.
Взаимодействие с социумом - октябрь:
• Экскурсии в библиотеку им. Кириллова
• Экскурсии в краеведческий музей
• Экскурсии по городу
• Экскурсии в музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи
2 этап (внедренческий) 2014 год
Тематика и формы работы, сроки
Система работы МДОУ по ознакомлению старших дошкольников с изобразительным искусством Мордовии - ноябрь - май.
Диагностика по определению знаний, умений и навыков дошкольников по данной теме - май.
Информирование родителей о ходе реализации проекта - май
Выступление на педсовете "Отчет о проделанной работе в рамках образовательного проекта за 2014год" - май.
3 – этап (обобщающий) 2015год.
Тематика и формы работы сроки
Выставка учебно – методических пособий, контрольно- диагностического материала по теме проекта. Разработать рекомендации по их использованию - ноябрь- май.
Семинар – практикум для воспитателей МДОУ г/о Саранск.
Выступление на педсовете: «Творческий отчет о проделанной работе за 2014 – 2015 учебный год» - май.
Обобщить опыт работы МДОУ по данному проекту. Разработать рекомендации по его использованию - май.
Методы и приемы усвоения материала
Наблюдение на прогулке за проявлениями в природе в разные времена года, экскурсия в музей, беседы, рассматривание иллюстраций в книгах и репродукций художественных картин, разучивание стихов и песен, прослушивание музыкальных произведений по временам года, проведение хороводных игр, праздников, художественно – продуктивная деятельность детей.
Пути реализации
• Разработка тематических планов, конспектов интегрированных занятий, викторин, экскурсий и диагностического материала
• Рекомендации для родителей.