Анастасия Шевченко
Образовательный проект «Вот у нас какие ручки» по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста
Образовательный проект «Вот у нас какие ручки» на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста».
Тип проекта : краткосрочный.
Автор проекта : Шевченко Анастасия Владимировна, воспитатель.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, родители, воспитатели.
Вид проекта : практический, познавательно-игровой.
База проекта : дошкольное образовательное учреждение
Публикация «Образовательный проект „Вот у нас какие ручки“ по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
Сроки реализации проекта : 4 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
Актуальность: Вопрос развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста очень актуален в наши дни, потому что современные дошкольники с одной стороны – это дети с новым типом сознания, тесно связанным с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий, а с другой – поколение «экранных детей», одна из главных особенностей которых – отставание в развитии речи. Научно доказано, что около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Помимо вышеуказанного, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Работая в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Больший процент детей быстро утомляется. Движения детей отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.
Развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста занимались педагоги : В. А. Сухомлинский, М. М. Кольцова.
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В. А. Сухомлинский.
Цель проекта : создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта :
• изучить особенности развития детей раннего возраста;
• рассмотреть точки зрения ученых на связь движений и мозга речи;
• совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
• подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры;
• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
• развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки самообслуживания;
• привлекать родителей к совместной деятельности.
Формы работы с детьми: пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.
Формы работы с родителями: беседы, консультации, анкетирование.
Используемый материал: дидактические игры, пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук, пальчиковый театр.
Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей раннего возраста.
Предметом - комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.
Гипотезой работы является предположение о том, что выработанный комплекс упражнений по развитию мелкой моторики формирует речь, мышление, воображение, двигательную и зрительную память,
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ.
Прогнозируемый результат:
1. Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
4. Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.
5. Проявить у детей интерес к пальчиковой гимнастике, и пальчиковым играм.
6. Способствовать увеличению словарного запаса детей.
7. Повысить речевую активность детей в различных видах деятельности.
8. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы.
9. Способствовать развитию у детей мимики, эмоциональной выразительности речи.
10. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома.
Содержание проекта :
I этап: подготовительный
Сроки реализации – сентябрь
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Изучение опыта коллег по теме проекта. Готовность к применению.
2. Изучение методической литературы по теме. Получить необходимые знания и умения.
3. Написание перспективного плана. Разработать практические мероприятия на период проекта.
4. Составление картотеки игр для развития мелкой моторки. Распределить игры по блокам
5. Подбор и изготовление материала для игр. Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.
6. Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. Разработать консультации и анкеты для родителей
II этап: основной
Сроки реализации – октябрь – ноябрь – декабрь (2-е недели)
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
октябрь 1 неделя Диагностика развития мелкой моторики детей на начало проекта. Выявлен низкий уровень развития мелкой моторики и координации движений рук.
Анкета для родителей.
2 неделя 1 занятие - Знакомство с ручкой и пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
2 занятие - Знакомство с цветными крышечками. Складывание в стакан. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов.
3 неделя 3 занятие - Пальчиковая гимнастика «Сорока». Выкладывание из цветных крышечек дорожек.
4 занятие - Знакомство с песком. Рисование пальчиками по песку.
Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка». Развитие движений пальцев рук, координации движений, развитие тактильных ощущений.
4 неделя 5 занятие - Пальчиковая гимнастика. «Апельсин». Найди крупные бусины в контейнере с песком.
6 занятие - Пальчиковая гимнастика «Осьминог» Рисование пальчиками гуашью «Дождик». Консультация для родителей: «Важное значение мелкой моторики в развитии ребенка раннего возраста».
ноябрь 1 неделя 7 занятие - Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Наполнение пластиковой бутыли крупными бусинами.
8 занятие - Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Рисование ватными палочками «Грибок». Развитие движений пальцев рук, координации движений, развитие тактильных ощущений. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
2 неделя 9 занятие - Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик». Лепка из пластилина «Цветные шарики».
10 занятие - Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка». Отрывная аппликация коллективная композиция «Осенние листья». Развитие движений пальцев рук, координации движений, тренировка в различии и сопоставлении цветов.
3 неделя 11 занятие - Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Рисование пальчиками гуашью «Осень».
12 занятие - Пальчиковая гимнастика «Сорока».
Работа со шнурками и тесьмой. Сооружение дороги. Развитие движений пальцев рук, координации движений, развитие тактильных ощущений. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
4 неделя 13 занятие - Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Нанизывание крупных бусин на верёвку.
14 занятие - Пальчиковая гимнастика «Замок». Работа с тестом. Лепка «Угощение для кукол». Вызвать интерес к выполнению пальчиковой гимнастики.
декабрь 1 неделя 15 занятие - Пальчиковая гимнастика «Замок». Рисование пальчиками. «Раскрасим угощение для кукол».
16 занятие - Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик». Знакомство с лесными орехами. Разделение орехов и бусин. Развитие движений пальцев рук, кисти ладони, координации движений, развитие тактильных ощущений.
2 неделя 17 занятие - Пальчиковая гимнастика «Улитка». Лепка из теста «Колбаски».
18 занятие - Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Знакомство с крупой - рис. Поиск игрушек в рисе. Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
III этап: заключительный.
Сроки реализации – декабрь (2 – е недели).
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Диагностика развития мелкой моторики детей на конец проекта. прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.
2. Подведение итогов, выводы по теме проектной деятельности.
В своей работе планирую продолжать улучшать динамику развития мелкой моторики, применяя изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности, повысить мотивацию к сотрудничеству родителей. На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить его речь. Поэтому в раннем дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику.
Используемая литература
1. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т. А. Ткаченко - М: Эксмо, 2011
2. Весёлые пальчики. Т. А. Ткаченко - Эксмо 2006
3. Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В. В. - Спб: Лань, 1996
4. Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г. А. - Генезис, М – 2008Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года, Е. А. Янушко- Мозаика- Синтез, 2010
5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
6. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002
7. Мышление и речь Л. С. Выготский. – М., 1982
8. Разговорчивые пальчики «Для самых-самых маленьких», Т. Ю. Бардышева. – М., 2001
9. Страна пальчиковых игр, Рузина М. С., Афонькин С. Ю. - Спб: Кристалл, 1997
10. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, загадки, потешки для детей 2-3 лет. Никитина А. - Каро 2009.