Людмила Борисовна Тарасова
Образовательный проект «Волшебный мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 37 МО Кореновский район
Образовательный проект :
«Волшебный мир звуков».
Автор проекта :
Людмила Борисовна Тарасова, музыкальный руководитель.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Возраст воспитанников: старший дошкольный
Длительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2019 - январь 2020)
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Образовательный проект „Волшебный мир звуков“» размещена в разделах
Детям-дошкольникам для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его в повседневной деятельности.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле фор-мирования у детей готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.
Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а так-же развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является сов-местное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого наряду с исследованием звуков окружающего мира необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов как традиционных, так и необычных.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодо-левается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Шумовые музыкальные инструменты,сделанные своими руками, вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.
С раннего возраста у детей важно формировать потребность делать добрые дела, заботиться о младших, помогать сверстникам и взрослым. В процессе реализации проекта дети получат первоначальное представление о волонтерах и сами попробуют стать маленькими волонтерами.
В основе образовательного проекта – опора на совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука и сотруд-ничество с их родителями.
Цель: Развитие и поддержка детской познавательной активности.
Задачи:
Образовательные :
- ознакомить с разновидностями детских музыкальных инструментов;
- обогатить музыкально-слуховой опыт детей.
Развивающие:
- развивать метроритмический слух, мелкую моторику;
- развивать воображение, фантазию;
- поддерживать творческую инициативу;
- побуждать к исследованию свойств звука, творческому музицированию.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки в коллективной творческой деятельности;
- формировать первоначальное понятие о волонтерах.
Этапы проекта :
1 этап. Мотивация.
Задуматься над данным проектом меня побудили результаты анкетирования родителей в начале учебного года. Почти никто не уделяет внимания развитию у детей интереса к музыке, не поддерживает естественного желания детей фантазировать и музицировать с подручными гремящими, шуршащими, звенящими, стучащими окружающими предметами, исследовать природу повсюду окружающих нас звуков. Родители откликнулись на мое предложение совместно разработать и реализовать проект с целью развития детской познавательной активности.
С целью мотивации детей на работу над проектом на одном из первых в учебном году музыкальном занятии я задала детям вопрос:
- Как вы думаете, где можно услышать музыку? Ответы детей были ожидаемы: по телевизору, на концерте, в садике на музыкальном занятии, на празднике. Тогда я рассказала детям такую историю: «Сегодня утром по дороге в детский сад я услышала необычную музыку. Её исполняли необычные музыканты. У них не было ни дудочки, ни пианино, ни гармошки, но музыка была очень красивая. Этими музыкантами были ветер, ласково шумевший листвой деревьев, проезжающие машины, шуршащие шинами колес и поющие своими моторами, летящий в небе самолет. Музыка – это не только то, что сочиняют композиторы и исполняют певцы и другие музыканты. Музыку можно услышать везде. Вы согласны?» Не все согласились со мной. Некоторые дети высказали своё мнение, мол, что же это за музыка, если её не играют на музыкальном инструменте. Тогда я спела детям песню Н. Тананко «Всё звучит вокруг».
Песня детям понравилась, и я спросила у них: – Хотите ли вы научиться слышать музыку вокруг нас? А сами исполнять музыку дождя, ветра, сделать музыкальные инструменты хотите? А потом ещё и малышам подарить некоторые сделанные вами инструменты, то есть, стать маленькими волонтёрами хотите? Дети с энтузиазмом согласились с моим предложением.
2 этап. Разработка совместного плана.
Так мы перешли к модели трех вопросов Л. В. Михайловой-Свирской и разработке совместного плана реализации проекта.
1. Что мы знаем о звуках?
- Кисиль Таня: «Звуки бывают разные».
- Капуста Глеб: «Звуки бывают у природы, а бывают у музыкантов».
- Лащиков Глеб: «Музыканты музыку играют на инструментах, а природа сама играет свою музыку».
2. Что мы хотим узнать?
- Аникина Алё на: «Как они (звуки) получаются?»
- Зведенюк Катя: «Как устроены музыкальные инструменты?»
- Фё дорова Маша: «Из чего делают инструменты?»
- Пулека Лё ша: «Как самим научиться играть музыку?»
- Шишкова Таня: «Кто такие волонтёры?».
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Чемерко Юля: «Надо спросить у Вас».
- Юдина Алина: «Надо попробовать самим сделать какие-то игрушки и послушать, как они звучат».
- Сигуля Вася: «Нужно посмотреть в интернете».
- Абасов Абас: «Сделать эксперименты и слушать природу».
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители. Дети предложили сделать погремушки для малышей из киндер-сюрпризов, шумелки, трещалки, гремелки из разных вещей: из металлических трубок, из флаконов от шампуня, из коробочек от йогуртов и т. д. и т. п. Потом поиграть музыку самодельными инструментами, настоящими инструментами. Родители обещали собирать коробочки, стаканчики, флакончики, словом, всё, из чего можно сделать что-нибудь звучащее. Воспитатели группы – помочь детям в изготовлении поделок.
План работы над проектом
Сентябрь - "Звуки вокруг нас".
Октябрь - "Деревянные истории".
Ноябрь - "Металлическая фантазия".
Декабрь - "Бумажный карнавал".
Январь - "Звуки дружат". Итоговое развлечение "Путешествие в страну волшебных звуков".
Режим реализации проекта :
* Музыкально-игровая и исследовательская деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);
* В свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов.
Формы реализации проекта :
*Исследование звуков окружающего мира.
*Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
*Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
*Звуковая иллюстрация стихов.
*Активное слушание детских музыкальных произведений.
*Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.
Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, ис-следование, экспериментирование, импровизация, музицирование.
Ожидаемые результаты:
*Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности.
*Закрепление навыка игры на шумовых инструментах на доступном детям-дошкольникам уровне.
*Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.
*Улучшение индивидуальных диагностических показателей музыкального развития детей.
3 этап. Практический.
На первом же занятии в рамках проекта дети проявили интерес к теме «Звуки вокруг нас», включились в дискуссию о разнообразии «звучащей» природы, приводили примеры, где, кроме концерта, мож-но услышать музыку. В процессе беседы и звуковых опытов выяснили, что некоторые звуки можно спеть, а некоторые спеть нельзя, потому что они шуршат, гремят или трещат. Решили сделать маленькие по-гремушки из контейнеров от «киндер-сюрпризов», которые принесли заранее.
В одни «киндер-сюрпризы» насыпали горох, в другие – рис. Потом сложили их в «паровозик» и стали играть в игру «Найди парный звук». В процессе игры дети искали коробочки, которые звучат одинаково. Внимательно прислушивались к звучанию, помогали тем, кто затруднялся. Эта игра способствовала развитию тембрового слуха, внимательности, умения слушать себя и других.
С интересом слушали рассказ о волонтёрах и решили отнести игрушки-погремушки детям младшей группы, стать для них волонтёрами и почувствовать радость от радости, доставленной другим.
Они с ними играли на своём осеннем празднике
На последующих занятиях клавесами изображали веселую лошадку, колокольчиками и металлофонами играли "Вальс-шутку" Шостаковича, Озвучивали сказку об осени "Приключения листика" самодельными шумовыми инструментами, делали барабанчики для малышей из пластиковых контейнеров для яиц, сделали "зенелку" из металлических предметов - ключей, трубочек, цепочек. Играли бумвокерсами разные мелодии детских песен.
4 этап. Иоговый.
Итоговым мероприятием проекта стало развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» с участием детей и родителей.
Путешествие в страну волшебных звуков
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Обобщение эмоционального и творческого опыта, полученного детьми в результате реализации проекта «Волшебный мир звуков».
Задачи:
Образовательные :
- расширить диапазон знаний о природе музыкальных и немузыкальных звуков (звуков природы);
- закрепить понимание о волонтёрах и волонтёрском движении;
- обогащать слуховой, двигательный, эмоциональный опыт посредством использования лучших образцов музыкального фольклора и классической музыки.
Развивающие:
- развивать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость;
- побуждать к активному участию в импровизации, в коллективном творчестве, к игре на музыкальных инструментах;
- развивать чувство ритма, динамический, тембровый, внутренний слух;
- развивать навыки игры на музыкальных инструментах;
- развивать исполнительские навыки.
Воспитательные:
- формировать доброе, уважительное отношение к младшим, к сверстникам, к старшим;
- развивать коммуникативные навыки в взаимодействии в совместных играх, музыкально-ритмической деятельности, музицировании.
Участники и действующие лица: взрослые: музыкальный руководитель – ведущая, Мышка (воспитатель, родители; дети старшей группы.
Оборудование и атрибуты: музыкальный центр; стол; ширма; сумка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, крышки от кастрюль, ключи, трубки и т. п.) и неметаллическими (пластмассовые игрушки, клубочки и т. п.); металлические музыкальные инструменты: ко-локольчики, бубенцы, бубны, джинглстик, треугольники, металлофоны; деревянные музыкальные инструменты: ложки, клавесы, тон-блоки, трещотки, маракасы; детские погремушки; бумажные бабочки; бумажные листы; стойка для «звенелки».
Ход развлечения:
Дети под песню Н. Тананко «Всё звучит вокруг» входят в зал, выстраи-ваются в хоровод, подпевают со «звучащими жестами».
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Вы любите путешествовать? (Да) А приключения любите? (Да) Я при-глашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в страну вол-шебных звуков. Хотите? (Да) Тогда в путь! Но сначала нам нужно выбрать транспорт – на чём мы отправимся. У нас есть машина, есть поезд, воздушный шар, и даже есть ракета, а еще ковер-самолет. Что выбираем? (Дети выбирают из предложенных вариантов, музыкальный руководитель включает соответствующую фонограмму).
Ракета
Звучит музыка из кинофильма «Гостья из будущего». Дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, качаются в такт музыке, педагог комментирует: «Пролетаем луну, смотрите, комета» и. т. д.
Машина
Звучит песня «Бибика». Дети выполняют движения по тексту.
Поезд
Звучит песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Дети движутся паровозиком по кругу или змейкой.
Воздушный шар
Звучит песня «Шарики воздушные». Дети, взявшись за руки, движутся поскоками по кругу, на припев выполняют движения по показу.
Ковер-самолет
Звучит Восточная музыка. Дети садятся по-турецки на ковер, качаются в такт музыке.
Музыкальный руководитель: Где же мы оказались? Давайте закроем глаза и послушаем. Играет за ширмой на деревянных инструментах. Дети рассуждают. Музыкальный руководитель при необходимости помогает им наводящими вопросами. Вместе приходим к выводу, что оказались в Деревянном городе страны Волшебных звуков.
Музыкальный руководитель:
Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой
Теплый и трескучий, тихий и гремучий…
А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных ин-струментах? (Да)
Оркестр-импровизация
Дети берут со стола деревянные ложки, клавесы, тон-блоки, трещотки. Музыкальный руководитель играет пьесу «На лошадке», дети по очереди импровизируют, играя в такт музыке на своём инструменте.
Музыкальный руководитель: Ну что, отправляемся в следующий город нашей Волшебной страны! На чем на этот раз будем путешествовать? Дети выбирают «вид транспорта», музыкальный руководитель – соответствующую фонограмму. Дети выполняют движения под музыку.
Музыкальный руководитель: Послушайте внимательно, куда мы на этот раз попали? Играет за ширмой на металлических инструментах. Дети рассуждают. Музыкальный руководитель при необходимости помогает им наводящими вопросами. Вместе приходим к выводу, что оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков.
дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что мы оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков.
Звучит музыка, появляется Мышка с тяжелой сумкой.
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Мышка! Ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты несешь в сумке? Тебе не тяжело?
Мышка: Тяжело! Но я живу в металлическом городе, и у нас сегодня праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Ах, как тяжело!
Музыкальный руководитель: Дорогая Мышка, наши дети – маленькие волонтёры, они помогают тем, кому тяжело. Помогут и тебе. Поможете, дети? (Да) А как думаете вы, ребята, почему же сумка Мышки получилась такая тяжелая? Ответы детей. Давайте поможем мышке перенести сумку и заодно посмотрим, что же в ней, на чем Мышка собралась играть! Дети рассматривают содержимое корзинки, отделяют металлические предметы от неметаллических, металлические предметы вешают на подготовленную стойку, собирают «звенелку». Смотри, Мышка, какой музыкальный инструмент мы сделали! Давайте придумаем ему название. Дети предлагают названия. Мышка, можно мы тоже в празднике поучаствуем?
Мышка: Конечно, давайте участвовать вместе. Дети разбирают ме-таллические инструменты, попутно вспоминая их названия, в том числе «звенелку».
Оркестр-импровизация
(р. н. п. «Вечерний звон»,
Шостакович, «Вальс-шутка»
Дети складывают инструменты обратно в сумку Мышки.
Мышка: Спасибо вам, ребята, вы устроили настоящий праздник! А можно, я вашу «звенелку» всем жителям Металлического города покажу?
Музыкальный руководитель: Конечно, мы дарим её тебе, приходи к нам в детский сад на праздник!
Мышка: До свидания, ребята, счастливого вам пути! Уносит и убирает музыкальные инструменты, дети помогают.
Музыкальный руководитель: А мы отправляемся дальше. Дети выбирают «вид транспорта», музыкальный руководитель – соответствующую фонограмму. Дети выполняют движения под музыку.
Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, друзья, куда мы попали? Играет за ширмой на погремушках. Это Гремящий город Страны волшебных звуков! Какие инструменты здесь живут? Ответы детей. А из чего можно сделать погремушки? Дети вспоминают, из чего дела-лись «Подружки –тарахтушки», придумывают, из чего еще можно сделать погремушки) Дети выбирают «тарахтушки» или «хохотушки», дети слушают их звук и определяют, чем наполнена погремушка (рис или горох, встают по группам («хохотушки»- погремушки с рисом, «тарахтушки»-с горохом).
Оркестр-импровизация
(р. н. п. «Ах вы, сени»)
После оркестра дети убирают погремушки в коробку.
Музыкальный руководитель: Ну что, устали путешествовать? Музыкальный руководитель предлагает выполнить релаксацию – сесть «на травку и посмотреть на облака», желающим дает белые платочки.
Музыка для релаксации
По окончании музыкальный руководитель за ширмой шуршит бумагой.
Музыкальный руководитель: А на что похож этот звук?. Дети рассуждают. Музыкальный руководитель при необходимости помогает им наводящими вопросами. Вместе приходим к выводу, что оказались в Бумажном городе страны Волшебных звуков. Над этим городом летают бумажные бабочки и звучат причудливые шуршалки.
Девочки берут бумажных бабочек, мальчики –бумагу разной текстуры, садятся вокруг девочек и шуршат, девочки исполняют танец-импровизацию.
Импровизация «Танец бумажных бабочек»
Дети убирают бумагу в коробку.
Музыкальный руководитель: Ну что, друзья, понравилось вам в Стране волшебных звуков? Однако нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы еще не путешествовали? Дети выбирают вид транс-порта, «возвращаются домой».
Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись домой из Страны волшебных звуков.
Давайте поделимся друг с другом впечатлениями!
Вопросы детям:
1. В какой стране вы сегодня побывали?
2. Какие города этой страны посетили?
3. Что вы делали в этих городах?
4. С какими звуками встречались в каждом городе?
5. Кого встречали?
6. Кому помогали?
7. Почему вас можно назвать маленькими волонтёрами?
8. В каком городе вам больше всего понравилось и почему?
Вопросы родителям:
1. Что нового узнали дети в процессе реализации проекта?
2. Какие мероприятия плана были наиболее интересны детям?
3. Что можно сделать лучше в следующий раз?
Музыкальный руководитель: Вы согласны, что страна волшебных звуков для нас всегда открыта? Ведь звуки окружают нас повсюду, надо только услышать их, и сразу окажетесь в волшебной стране!
Звучит песня Н. Тананко «Всё звучит вокруг», дети и взрослые подпевают.
Под музыку покидают зал.
Педагоги проанализировали результаты проекта.
Полученные результаты
*Дети приобрели навык тембрового различия звуков различного про-исхождения, поэкспериментировали с различными материалами, из которых можно извлекать звуки.
*Участники проекта приобрели знания о волонтерах, проявили заботу и внимание к младшим ребятам.
*Расширился диапазон знаний о музыкальных инструментах.
*В ходе совместной творческой деятельности дети приобрели навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.
*Познавательная активность детей вышла на более высокий уровень.
*Дети и их родители изъявили желание поучаствовать в новом музыкальном проекте.